Владельцы парикмахерских и салонов красоты пожаловались на «Яндекс» из-за дискриминации
Владельцы парикмахерских студий и салонов красоты пожаловались на «Яндекс» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Представители бьюти-индустрии заподозрили IT-гиганта в недобросовестной конкуренции из-за «колдунщиков» — специальных элементов поисковой выдачи. С жалобой к антимонопольщикам обратилась Ассоциация предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК), чьё письмо от 12 апреля 2021 года оказалось в распоряжении «Фонтанки». Поводом стали так называемые «колдунщики» — интерактивные ответы на запросы пользователей, которые занимают до 100% экрана на смартфонах. Салоны красоты заявили, что при запросе «Парикмахерская СПб» или «Маникюр в СПб» пользователь в первую очередь видит сервис «Яндекс.Услуги» со списком зарегистрированных мастеров, их расценками и местоположением. Не связанные с «Яндексом» сервисы к официальным источникам не приравниваются и в итоге оказываются ниже в списке поисковой выдачи. Участники рынка уверены, что так IT-гигант злоупотребляет доминирующим положением на рынке и создаёт для других игроков дискриминационные условия. Представители бьюти-индустрии выделили две ключевые причины, по которым они не согласны со сложившейся ситуацией. Одна из них — неэффективность рекламы из-за «колдунщиков». Как пояснил руководитель сети салонов красоты «ОЛА» Максим Николаев, вне зависимости от потраченных на неё средств при просмотре с телефона пользователь видит на первых трёх экранах поисковой выдачи сервисы «Яндекса». Помимо этого, индустрия столкнулась с кризисом на фоне пандемии и особенно нуждается в продвижении: по словам Николаева, обороты салонов красоты в 2020 году упали на 50% и до сих пор не восстановились. При этом в условиях ограничительных мер клиенты стали чаще отдавать предпочтение мастерам, которые работают на дому; сейчас на самозанятых в сфере индустрии красоты приходится уже половина рынка. Собеседник «Фонтанки» подчёркнул, что такие мастера зачастую экономят на требованиях безопасности, а «Яндекс», рекламируя их, не проверяет соблюдение санитарных норм. В своём письме участники попросили антимонопольщиков обязать «Яндекс» производить поисковую выдачу «по единым правилам ранжирования», а также опубликовать условия доступа к различным возможностям по продвижению, в том числе к «колдунщикам». В компании с обвинениями не согласились, отметив, что за выдачу отвечает алгоритм, который предлагает пользователям интерактивные ответы «только в том случае, если они лучше всего отвечают на поисковый запрос и дают возможность быстрее решить задачу». Представитель IT-гиганта добавил, что салоны красоты могут зарегистрироваться в «Яндекс.Услугах» и демонстрироваться внутри «колдунщиков». Такая услуга обойдётся петербургским салонам в 1 рубль. Предприниматели не в первый раз критикуют работу «колдунщиков» «Яндекса». Ещё в августе 2020 года восемь интернет-сервисов подали на компанию коллективную жалобу, обвинив её в манипуляции результатами поисковой выдачи для продвижения собственных сервисов. В феврале 2021 года ФАС вынесла «Яндексу» предупреждение, признав, что сторонние фирмы имеют ограниченный доступ к таким виджетам, и обязал корпорацию прекратить эту практику. В марте на «Яндекс» пожаловались уже 20 крупных сервисов. Они напомнили, что компанию обязали устранить привилегии для продвижения своих сервисов, но ситуация так и не изменилась. Фото: Pixabay, Pixabay License Главные новости бизнеса, экономики и финансов — у нас в фейсбуке .