Войти в почту

Заработок российских блогеров превысил доход многих СМИ

Российский офис международной ассоциации The Interactive Advertising Bureau подсчитал заработки блогеров. Цифры оказались впечатляющими.

Заработок российских блогеров превысил доход многих СМИ
© BFM.RU

Блогеры за прошлый год суммарно заработали более 11 млрд рублей — на 64% больше, чем в 2019-м. Для сравнения, примерно 11 млрд заработали в 2020-м российские радиостанции. И это на треть больше, чем доходы всех российских газет и журналов.

Причем заработки блогеров могли быть и выше, возможно, даже в два раза, то есть вполне могли превысить 20 млрд рублей. А причина в том, что не все их доходы учтены и не со всего уплачены налоги. Часть денег, которые получают ютьюберы и инстаграмщики, — «серая». Например, им могут платить те, кому запрещено легально рекламироваться: онлайн-казино, букмекеры или представители рынка криптовалют. И вполне вероятно, что какие-то доходы блогерам приходят в биткоинах.

Но не менее впечатляет и другая статистика. Еще в 2018 году общие рекламные доходы в Instagram оценивали в 3 млрд рублей, сейчас в 7 млрд. В YouTube заработки блогеров за это время выросли в два раза. А вот какие данные в интервью Business FM недавно приводил продюсер и создатель крупнейших в России TikTok-домов Ярослав Андреев:

— Немного про рынок: как он растет?

— Каждый год рынок растет примерно в два раза, по подсчетам аналитиков. Не знаю, насколько им можно верить, аналитики обещают, что в этом году рынок будет 25 млрд рублей, именно у блогеров.

— Как вы это ощущаете лично с вашими подопечными?

— Наши заработки растут примерно так же, как и рынок, поэтому мы ощущаем, конечно. Основной канал заработка — Instagram. Instagram — это более емкая история для рекламы: можно выложить фото, видео в сторис, ссылочку сделать. Все рекламодатели любят Instagram.

Еще недавно, судя по опросам, молодые люди очень хотели стать госслужащими. Надежная работа, стабильная зарплата. Опять же, все видят, на каких автомобилях ездят чиновники и как они одеваются. Но сейчас, это даже просто родительские ощущения, — дети хотят стать блогерами. Учиться не надо. Достаточно быть харизматичным и развлекать своих подписчиков. Или давать им полезные советы. Или рассказывать о своих путешествиях. Отдельная тема — набрать хотя бы несколько десятков тысяч подписчиков. А потом можно вести платные онлайн-курсы, обучая начинающих блогеров: как уже им набрать подписчиков и привлечь рекламодателей.

Другой вопрос — на что можно пойти ради популярности и денег. В качестве ответа — громкая история с блогером-пранкером Эдвардом Билом, который спровоцировал аварию в центре Москвы. И теперь ему грозит до двух лет колонии. Но на другой чаше весов выручка топовых блогеров, которая только с легальных контрактов может составлять десятки миллионов рублей в год. Комментирует основатель и креативный директор рекламного агентства Players Василий Ящук.

Василий Ящук основатель и креативный директор рекламного агентства Players «Заработок блогера-миллионника может варьироваться от разных сумм. Опять же, нужно понимать, насколько активная аудитория, ведь рекламодатель в первую очередь смотрит на то, какое количество людей блогер охватывает, какой у него имидж и на какую целевую аудиторию он влияет. Но в целом нужно оценить и бюджет, наверное, в разрезе 50-150 млн рублей в год. И это не чистая прибыль, это оборот. У любого инфлюенсера есть команда, которая снимает контент, пишет сценарий, команда, которая сидит в офисе, юридический отдел, бэк-офис, менеджеры, когда мы говорим про крупных авторов. Это вот общий балл денег, который инфлюенсер обрабатывает. Маржинальность на таких проектах может доходить до 70-80%».

В сентябре ВЦИОМ опросил родителей. И примерно 75% россиян не хотят, чтобы их дети или внуки становились блогерами. Правда, 14% респондентов не знали, кто вообще такие эти блогеры. Но большая часть опрошенных назвали то, чем они занимаются, тунеядством. Это, конечно, не так. Постоянно снимать фото, видео, писать о себе привлекательные тексты — тоже труд, который, кстати, отнимает много времени. Но и в случае успеха приносит много денег. Причем, как было замечено, эти деньги ушли из традиционных средств массовой информации, которыми блогеры тоже пользуются — им же нужно обсуждать с подписчиками новости, будь то политика, шоу-бизнес или мир технологий. Вот только, как заявили НТВ в Роструде, нашей экономике нужны не блогеры, а инженеры, станочники и аграрии. Но для этого надо получить профессию. А бешеные гонорары звезд соцсетей так и манят стать не кочегарами и плотниками, а инстаграм-ютьюб-работниками.