4G – на дачи, digital – в салоны, eSIM – в массы
Гендиректор компании Tele2 Сергей Эмдин провел большую онлайн-конференцию с журналистами регионов Дальнего Востока и Иркутской области. Эксперт рассказал, что 2020-й научил виртуальное воспринимать как норму, и этот вызов пандемии стал новым трендом в телекоме.
Сегодня оператор продолжает расширять покрытие и увеличивать емкость сети, чтобы обеспечить высокий уровень качества связи при бурном росте потребления трафика клиентами.
– 2020 год был непростым. Самоизоляция привела к интенсивному росту интернет-трафика. Люди в режиме удаленной работы и учебы стали активнее пользоваться различными онлайн-сервисами. Помимо решения плановых задач по расширению зоны покрытия и увеличению емкости существующей сети мы инвестировали дополнительные средства в модернизацию оборудования в тех населенных пунктах, где был зафиксирован повышенный спрос на услуги 4G-интернета, в частности в пригороде, – рассказал Сергей Эмдин.
Сегодня многие вещи неразрывно связаны с мобильным интернетом – работа, образование, здравоохранение и другое. В связи с этим у людей резко возросли требования к его качеству. Теперь он должен быть столь же стабилен, как электро- и теплоснабжение.
Поменялись и глобальные акценты. До 2020 года на онлайн-канал в российской мобильной рознице приходилось лишь 2% от общего объема продаж. Со второй половины прошлого года доля онлайн-покупок клиентами операторов превысила 5%. В Tele2 полагают, что она будет расти еще большими темпами.
– Сокращение розничной сети мобильных операторов началось еще до пандемии, этот тренд сохранится. Мы увидим в ближайшее время сокращение количества фирменных салонов связи. Их станет меньше, но они станут более цифровыми и современными, – заявил глава Tele2.
Открытие новых точек уже происходит в новом формате – это digital-салоны, где используется современный цифровой подход в сервисе, ассортименте и коммуникациях. Здесь предусмотрено все для того, чтобы соблюдать социальную дистанцию, безопасно совершать необходимые операции. Но главное – клиенты могут решить большинство своих вопросов самостоятельно, без участия консультанта.
Еще одним трендом Сергей Эмдин называл использование технологии eSIM (embedded SIM). По прогнозу генерального директора Tele2, электронные SIM-карты выйдут на уровень коммерческой эксплуатации и станут общедоступными для россиян уже в этом году. С eSIM, встроенной в смартфон в виде микросхемы, при переходе от одного мобильного оператора к другому не нужно ничего вынимать из телефона и снова вставлять вручную. Достаточно лишь загрузить новую информацию с помощью QR-кода.
Tele2 стала первым оператором в России, запустившим эту технологию в рамках пилотного проекта. Глава компании уверен, что она совершит революцию в отрасли, и тогда услуга оператора по подключению абонентов к сети станет по-настоящему цифровой. Все можно будет оформить онлайн, единственное, что потребуется для этой процедуры, – подтвержденная учетная запись на портале «Госуслуги».
А вот вывод в коммерческую эксплуатацию сети 5G в России остается пока только в планах. Для игроков отечественного телеком-рынка сохраняется ряд невыясненных деталей: сейчас открыты вопросы и со спектром частот, на которых можно построить сеть, и с выбором оборудования, от которого зависит, насколько целесообразными будут расходы и сроки окупаемости проекта.
Опыт Китая, Европы и Америки, где сети пятого поколения появилась еще несколько лет назад, подтверждает: для пользователей 5G – это скорее элемент престижа, а для оператора – возможность разгрузить свои сети 4G и перевести часть трафика в новый спектр. Сами абоненты колоссальной разницы не ощутили, а инновационных сервисов, которые бы работали исключительно в этой сети, еще не придумали.
Более чем перспективным направлением развития рынка, по мнению Сергея Эмдина, является MVNO (mobile virtual network operator). В этом сегменте компания зарекомендовала себя «фабрикой» виртуальных операторов. Tele2 дает уникальную возможность любому клиенту, будь то банк или блогер, стать оператором связи со своим специфичным предложением для узкой аудитории.
– Это может быть мобильная связь, интегрированная в банковский продукт, – пояснил глава Tele2. – Или, к примеру, у блогера есть своя аудитория подписчиков. Чтобы еще больше укрепить с ней связь, он может создать собственный MVNO. Прямой конкуренции между виртуальными операторами нет, но для пользователей создается уникальный продукт, который позволяет им выделиться и решить какие-то свои важные задачи.
Сегодня на сети Tele2 работает более 20 виртуальных операторов. Специалисты прогнозируют, в ближайшие годы 10% россиян будут не только клиентами «традиционных» операторов, но и клиентами MVNO.