Войти в почту

Не выходя из «комнаты». Как россияне зарабатывают на хайпе вокруг Clubhouse

Clubhouse на волне хайпа в России всего четыре недели. Но даже за этот короткий промежуток сервис оброс внушительной бизнес-инфраструктурой, породил новые профессии и принёс самым удачливым пользователям миллионные доходы. Как работает этот новый рынок и сколько на нём можно заработать, разбирался «Секрет фирмы». За минувший месяц приложение Clubhouse стало , пожалуй, самой модной социальной сетью в России. На волне хайпа в сервис пришли многие популярные россияне: от бизнесменов вроде Олега Тинькова и Федора Овчинникова до блогеров и шоуменов — Ильи Соболева, Ивана Урганта и Насти Ивлеевой. А обычные пользователи активно спорили о том, «что такое и зачем нужен» Clubhouse, и буквально охотились за заветными инвайтами (приглашениями в закрытую соцсеть. — Прим. «Секрета»). Что такое Clubhouse Clubhouse — социальная сеть, в которой люди общаются только голосом в «комнатах» — групповых аудиочатах. В приложении сразу видно, сколько пользователей слушают разговор прямо сейчас. При этом в нём нет встроенной функции записи разговора. 6 млн человек — оценочное количество зарегистрированных пользователей Clubhouse; примерно 400 000 из них — россияне. ______________ Сам Clubhouse бесплатный. Здесь нет рекламы, платного контента или VIP-функционала за подписку на сервис. Но это не означает, что в хайповой соцсети нельзя заработать. Пока рекламный рынок вокруг платформы только формируется, ценник за любую работу в Clubhouse пользователи берут буквально с потолка — и получают неплохие деньги. Вот на чём клабхаусеры зарабатывают прямо сейчас: Инвайты Первым способом монетизировать Clubhouse стал доступ к приложению. На волне всеобщего интереса к соцсети инвайты продавали на eBay за $800, а в России цены достигали 38 000 рублей за приглашение. Модерация «комнат» Как дополнительный источник дохода Модерация и организация «комнаты» со спикерами в Clubhouse тоже стала одним из способов заработка. На этом, в зависимости от числа подписчиков и их лояльности, можно заработать от 20 000 до 900 000 рублей. Максимальный гонорар за модерацию просит блогер Илья Варламов. Диджей и ведущая ютьюб-шоу «Подруги» Ксюша Дукалис (более 160 000 подписчиков) берёт за час 150 000 рублей, а предприниматель-миллиардер Игорь Рыбаков (более 88 000 подписчиков) — 300 000 рублей. 50 000 рублей берёт за час эфира в Clubhouse один из самых активных и популярных пользователей Clubhouse в России и продюсер микроблогов «Пикчер» Анатолий Капустин (более 46 000 подписчиков). «Запросов сейчас очень много, на пике прилетало по 30 в день. Но большинство я откидываю, соглашаюсь, наверное, на каждый десятый рекламный запрос», — рассказал он «Секрету». Как основной источник дохода На сайтах по поиску работы стали появляться (hh.ru/vacancy/42496093) вакансии модераторов. За такую работу предлагают от 50 000 до 100 000 рублей. «За одну сессию можно получить 15 000 рублей, а в некоторых “комнатах” модераторы стали собирать донаты от слушателей за то, что тратят своё время на ведение “комнат"», — рассказывает партнёр агентства по управлению репутацией и мониторингу социальных сетей Digital Guru Ольга Соколова. Модерирование — это действительно полноценная работа, которая похожа на организацию онлайн-конференции, рассказала «Секрету» Ангелина Ивашкевич, которая участвует в модерации самого крупного клуба (набора «комнат») в русском Clubhouse — The Dacha. Нужно придумать тему, заголовок и структуру эфира, выбрать и пригласить спикеров, управлять потоками людей внутри «комнаты» и так далее. То, что для некоторых модерация «комнат» в Clubhouse стала работой, заметил и Анатолий Капустин. Но для него модерирование «комнат» — это скорее хобби, которое приносит деньги. «Я бы не стал превращать Clubhouse в основную работу. Я пока не уверен, что соцсеть доживёт хотя бы до конца 2021 года и не скукожится в 150 раз», — сказал он. Профессии вокруг Clubhouse Клабхаус-консьерж — такой специалист ждёт , когда подойдёт ваша очередь говорить, и зовёт к телефону. Биолог — помощник в составлении био (описания к профилю); по крайней мере, такие услуги предлагают многим спикерам в соцсетях. Клабхаус-SMM-диджитал-стажер — специалист, который посменно сидит в соцсети, чтобы вести беседы и сохранять интересные запросы. _________________ Молчаливое присутствие в «комнате» и привлечение подписчиков Брать деньги начали и за молчаливое участие в разговоре. По факту просто за то, что аватарка персоны висит в списке участников «комнаты». К примеру, тот же Варламов берёт 600 000 рублей за активный приход (с общением) в комнату и 500 000 рублей — за молчаливый. Плюсы для организаторов «комнаты» — в том, что за популярным участником приходит и часть его подписчиков (работает это так: если человек подписан на условного Варламова, то, когда тот подключается к «комнате», подписчику приходит уведомление — и он тоже может присоединиться к аудиочату). Но многие клабхаусеры не берутся за молчаливую рекламу своей «комнаты», считая это неэтичным по отношению к аудитории. Больше всего в Clubhouse зарабатывают люди с большим количеством подписчиков, утверждает соосновательница студии подкастов Brainstorm.fm Аня Ковалева. «Грубо говоря, можно умножать количество подписчиков на два, и мы получим примерный ценник за час. Бренды платят лидерам мнений за модерацию, а также за то, что за ними в брендированные “комнаты” приходят их фолловеры», — объясняет она. Люди вкладывают тысячи рублей в набор подписчиков, чтобы создать прочный задел на будущее, отмечает креативный директор агентства Triko Илья Калимулин. Сопутствующие сервисы Вокруг Clubhouse уже создано огромное количество сервисов: статистика, сокращатели ссылок, звуковые эффекты для «комнат» и прочее. Они помогают пользователям новой соцсети решать самые разные задачи, а зарабатывают на платных подписках. К примеру, сервис, который предлагает полную аналитику в закрытой соцсети, обойдётся клабхаусеру в $48. Пиар и реклама В новой соцсети уже плотно обосновались S7, «Яндекс.Музыка», «Сбер», «Самокат», Тинькофф-банк и «Яндекс». А остальные, по словам Ани Ковалевой, хотят сделать что-то в Clubhouse. «Не все понимают, что именно и зачем им это нужно (к тому же сейчас есть вопросы к статистике), но у всех нас развит инстинкт — “все побежали, и я побежал”», — рассказывает она. Бизнес не только создает свои «комнаты», но и пиарится в продвинутых аккаунтах и других беседах, договариваясь об упоминаниях в названии — как за деньги, так и через коллаборации. «Бренды сейчас идут на этот осознанный эксперимент», — говорит Ковалева. В Clubhouse бренды могут найти аудиторию, до которой им сложнее было бы достучаться через условный Facebook, и поговорить с этими людьми на одном языке, говорит Анатолий Капустин. «В отличие от бренд-медиа в формате блогов тут можно в прямом эфире рассказывать, что вы сделали, чтобы стать eco-friendly, блокчейн, бирюзовыми и горизонтальными, и получать вопросы от своих клиентов. Но если у компании есть какие-то слабые места, она может столкнуться с неудобными вопросами от своих пользователей», — пояснил он. Перспективы рекламного рынка Clubhouse, по мнению Ковалевой, зависят не только от контента, но и от того, какие фичи и механики придумают разработчики, чтобы сделать рекламу отслеживаемой: расширят «комнаты» (сейчас есть лимит в 5000 слушателей), разрешат проставлять ссылки и UTM-метки, проработают возможность записи эфиров. Новые сервисы по статистике «комнат» уже становятся основой для прогнозирования количества слушателей в следующих эфирах, говорит Ангелина Ивашкевич, а это уже какой-никакой ориентир для рекламодателей. Нетворкинг и b2b Опрошенные «Секретом» эксперты видят в Clubhouse очевидный потенциал для нетворкинга. «Крупные игроки рынков уже работают в Clubhouse, а это значит, что скоро туда подтянется и остальной бизнес. Как минимум чтобы оперативно получать обратную связь от своих клиентов и находить новых партнёров или поставщиков», — говорит Калимулин. Новая соцсеть уже помогает пользователям договариваться о сотрудничестве. Так, американская актриса и блогер Нола Хейнс рассказывает , что благодаря Clubhouse заключила несколько сделок на $40 000. Что ещё С самого начала соучредители заявили , что не будут зарабатывать на рекламе. Вместо этого приложение запустит программу грантов для авторов и начнёт тестирование платежей. Вероятно, это будет нечто вроде Patreon, встроенного прямо в платформу. Но опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что будут и другие способы монетизации. Возможность напрямую общаться с экспертами высочайшего уровня может трансформироваться в платные консультации, которые позволят экспертам продавать свои знания и решения, считает Калимулин. Эксперт видит большой потенциал и в теме фандрайзинга и питчинга, а Ольга Соколова среди вероятных вариантов называет возможность интеграции внутренней валюты или премиум-подписки. Конкуренты наступают Будущее новой соцсети зависит от скорости работы разработчиков Clubhouse, ведь уже сейчас его главную фишку — аудиообщение — активно копируют конкуренты: Facebook, Instagram и Telegram. «Badoo сделала голосовое приложение, Xiaomi создала фактический клон Clubhouse, Telegram наверняка сейчас активизирует работу со своими голосовыми чатами, а Facebook уже открыто говорит, что изучает опыт Clubhouse, то есть совсем скоро появится много похожих платформ», — говорит Ольга Соколова. Взлетит ли в итоге Clubhouse или нет, по мнению Калимулина, зависит от нескольких показателей: насколько быстро Clubhouse придёт в Android (пока доступна только версия для iOS) и какими будут эти новые пользователи; как быстро решит вопросы безопасности (недавно пользовательские переговоры утекли в Сеть); чего сумеют добиться конкуренты. Сложности есть и с тем, что пользователям начинает приедаться новый формат. «Я в Clubhouse больше месяца и прошла все стадии: от отрицания и нежелания иметь ещё одну социальную сеть до дикого интереса, который сопровождался страхом упустить что-то важное. Сейчас подустала: кажется, что темы повторяются, и даже формат пассивного слушателя — достаточно энергозатратный процесс», — рассказывает Аня Ковалева. С этим тезисом согласна Ангелина Ивашкевич. Приложение для Android должно появиться не ранее чем через 2 месяца, а за это время основной костяк пользователей может и перегореть от бесконечного потока аудиоконтента. К тому же пользователи соцсети уже перестают слушать всё подряд и тщательнее относятся к выбору «комнат». А раз так — основателям Clubhouse придётся постараться, чтобы конкуренты, которые дают возможность общаться в разных форматах, не увели уставшую от разговорчиков в Сети аудиторию. Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com

Не выходя из «комнаты». Как россияне зарабатывают на хайпе вокруг Clubhouse
© Секрет Фирмы