Войти в почту

Love me, love me not: как дейтинг-приложения влияют на наше психическое здоровье

В феврале этого года сервис знакомств Bumble привлек $2,15 млрд в ходе IPO на бирже Nasdaq и получил оценку более чем в $8 млрд. Новость прокатилась по СМИ и вызвала приток новых пользователей в приложение. Админ телеграм-канала Mom needs a date разобралась, что ждет человека, открывшего для себя мир дейтинг-сервисов и какая тут связь с ментальным здоровьем.

Love me, love me not: как дейтинг-приложения влияют на наше психическое здоровье
© Flacon

В марте 2020 года в журнале BMC Psychology вышло исследование о влиянии приложений для знакомств на основе свайпа (Swipe-Based Dating Applications — SBDA) на психическое здоровье их пользователей. По сути это те же социальные сети, так как они предоставляют людям среду для взаимодействия. Только вместо лайков (Facebook и Instagram) — свайпы вправо (Tinder и Bumble). Целью исследования было выяснить, отмечают ли у себя пользователи SBDA более высокий уровень стресса и беспокойства по сравнению с людьми, которые их не используют.

В результате гипотеза подтвердилась: пользователи дейтинг-приложений действительно сообщают о более высоком уровне депрессии, беспокойства и дистресса по сравнению с теми, кто не использует подобные приложения.

И чем чаще и дольше человек использует SBDA, тем больше он подвержен депрессии.

Проблема SBDA в том, что они создают новую парадигму поведения: мгновенное удовлетворение при мэтче и уязвимое положение при отказе. Кроме того, стремление к оценке себя — своего рода социальным поглаживаниям — является ключевой мотивацией зарегистрированных в SBDA. В сочетании с акцентом на изображения пользователей это в разы усиливает сексуальную объективацию, и без того царящую в подобных приложениях.

Еще одна группа исследователей взялась оценить взаимосвязь между использованием популярного дейтинг-приложения и самооценкой. Так, они обнаружили, что Tinder в значительной степени ассоциируется со снижением удовлетворенности от собственного лица и тела, возросшим желанием сравнивать себя с другими и бóльшим чувством стыда перед своим телом, а конкретно среди мужчин — с более низкой самооценкой. Другое исследование показало, что пользователи приложений для знакомств значительно чаще прибегают к нездоровым методам контроля веса (употребляют слабительные, анаболические стероиды, вызывают у себя рвоту) по сравнению с теми, кто никогда не регистрировался на подобных сервисах.

Как не навредить себе дейтинг-приложениями

В 2020 году число пользователей SBDA сильно возросло (лидеры по-прежнему Badoo, Tinder, Bumble, «Мамба»; более специфические — Feeld и Pure; также есть отдельные приложения для ЛГБТ), но советы, как обезопасить свое ментальное здоровье и не попасть в зависимость от дейтинг-приложений, от этого не изменились.

Заручитесь поддержкой родных и друзей — тех людей, которые хорошо вас знают. Это поможет объективно подойти к созданию профиля в дейтинг-приложении и сделать акцент не на внешности, а на ваших интересах и предпочтениях.Иллюзия бесконечного выбора довольно коварна. Попадая в дейтинг-приложение, вы видите столько желающих познакомиться, что мозг начинает испытывать когнитивную перегрузку. Искусственно ограничьте свое время на использование приложений и на количество свайпов.Если общение не задается и кажется натянутым, заканчивайте переписку. При этом честное «извини, кажется, нам не по пути, желаю удачи» предпочтительнее игнорирования и удаления чата без объяснения причин. Просто представьте: смогли бы вы развернуться и уйти в середине живого диалога?Будьте готовы к отказу и не ищите причину в себе. SBDA фрустрируют, а постоянные отказы могут довести до мыслей «со мной что-то не так». Вернитесь к пункту номер один, получите поддержку близких. Помните, что человек, с которым вы познакомились онлайн, не может знать вас так же хорошо, как они.Не используйте приложение для развлечения. Если в действительности вы не ищете новых знакомств или отношений, стоит проявить уважение к другим пользователям. Помните, вы можете стать причиной чьей-то фрустрации, если скрываете цель своего нахождения в SBDA.И самое важное: знайте, чего вы хотите, будьте откровенными в отношении своих ожиданий, контролируйте их и не бойтесь спрашивать об ожиданиях потенциального партнера.

Марина Карпачева,

психоаналитик, ассоциированный член Московской психоаналитической ассоциации (МПА), специалист сервиса по подбору психолога Self:

«Выбирая виртуальный мир знакомств, человек выбирает и искусственное перемещение в идеальную жизнь. Дейтинг-приложения дают возможность создать новое идеальное „я“, почувствовать себя желанным и привлекательным. Но все это легкое и непосредственное кормление лишь собственного эго. На такое виртуальное удовлетворение очень легко подсесть.

Несмотря на то что акцент в приложениях делается на внешний вид (первым делом мы обращаем внимание на фотографии), интернет-общение по-прежнему остается обезличенным, что создает определенные трудности. Мы не видим собеседника, как при обычном разговоре, а значит, не можем оценить его реакции и мимику. Тогда мы проецируем на незнакомого нам человека свое представление о нем.

Так, при живой встрече после переписки нередко возникает диссонанс не только от внешности.

Вместо случайного знакомства и традиционных ухаживаний за партнером человек получает его благодаря нескольким свайпам. Этот сценарий, эту модель поведения, где он или она получает немедленную награду в социальных отношениях, человек начинает пытаться применять и в других областях своей жизни. Стоит ли говорить, что это не всегда приводит к успеху?»

]]>