Войти в почту

Избран председатель Волгоградского регионального отделения СТД России

В феврале в Волгограде прошла отчетно-выборная конференция регионального отделения Союза театральных деятелей РФ. Большинством голосов председателем правления избран заслуженный артист России Владимир Бондаренко, любимец волгоградских зрителей, успешный режиссер, худрук. С ним встретился корреспондент «ВП».

Избран председатель Волгоградского регионального отделения СТД России
© Волгоградская правда

– Владимир Владимирович, вы – главный режиссер Нового экспериментального театра, художественный руководитель Молодежного театра, играющий актер. Ко всем этим ипостасям – еще и весомая общественная нагрузка. Комфортно ли их совмещать?

– На самом деле вопрос совмещений лишь частично касается моей физической нагрузки – того, как правильно распределить силы, чтобы их хватило на две-три репетиции в день, на спектакли. Для меня принципиально важно не превратить два театра в один, создавать для них два разных способа творческого существования. Абсолютная моя задача – строить в городе успешный драматический театр с любимым многими брендом НЭТ, где, как в любом нормальном театре, должно быть место для экспериментов. Знаете, мои первые воспоминания связаны с этим домом на улице Мира, 5. В этом театре много лет служили мои мама и папа. Я здесь вырос. И есть внутренняя потребность сделать все возможное для его процветания.

– Давайте назовем примеры, когда один и тот же человек руководил двумя театрами.

– В российском театральном искусстве они есть, хотя их не так много. МХТ и «Табакерка» под крылом Олега Павловича Табакова. Валерий Белякович покойный был худруком в московском Театре на Юго-Западе и Пензенском драмтеатре, Сергей Яшин – главным режиссером Московского драмтеатра имени Гоголя и в Оренбургской «драме»... Можно вспомнить и другие подобные примеры.

– Ваше избрание председателем регионального отделения Союза театральных деятелей России пришлось на непростой период.

– Что касается Союза театральных деятелей, то на данный момент, к сожалению, наше региональное отделение довольно слабое в силу огромного количества причин, не только финансовых. Многие годы мы существуем без своего помещения, без Дома актера, который дал бы нам реальную возможность не клянчить, а очень продуктивно работать: проводить смотры молодых актеров и творческие фестивали, создать свой антрепризный театр и получить хороший коммерческий рычаг для нашей деятельности, поднять престиж Союза. И, если за ближайшие пять лет мне удастся чего-то добиться, это будет важным шагом вперед. – Многое ли поменялось в театральной жизни Волгоградской области за последние пять лет? – Многое. Рубиконом стал 2018-й, когда после мирового футбольного чемпионата на самом верху было принято решение провести Год театра в России. Тогда на уровне федерального центра возникли десятки идей финансирования культурных программ, грантов, гастролей. Активизировалась творческая жизнь и в регионах. Я безумно зауважал нашего губернатора за поддержку сферы культуры. И, хотя я не хочу отвечать за всех, но по своему опыту могу смело сказать, что в тяжелейшее время пандемии нас не бросили на произвол судьбы. Да, наши театры были остановлены на полгода, но при этом получали финансирование для выплатызаработной платы. А в это время в Москве, в Санкт-Петербурге закрывались десятки частных театров. – Ковид остается серьезнейшим экономическим вызовом для театров и сейчас. – Да, выполняя предписания Роспотребнадзора, сейчас мы работаем при неполной (50%) заполняемости залов. К тому же театры несут дополнительные расходы на закупку дезинфицирующих средств, лент для заклеивания кресел, тепловизоров и т. д. Театры лишились буфетов, а значит, и дохода с арендной платы. Пандемия с собой принесла огромное количество долгов, невыпущенные спектакли. При этом никто не отменял госзадание и подготовку очередных премьер. В этих жестких условиях театральный менеджмент должен быть тщательно взвешенным и обдуманным.

– В других российских нестоличных регионах идут те же процессы? – По моим наблюдениям, в сравнении с другими регионами мы находимся не в самом тяжелом положении. Есть ситуации такие же, как у нас, есть намного хуже нашей, когда театры позже открылись, в труппах много больных, происходят отмены и замены спектаклей, на что публика реагирует плохо и перестает ходить, а власти практически отстранились от этих проблем. – А у вас есть диалог с руководством Волгограда и Волгоградской области? – Диалог с властью есть, чему я рад безмерно. Были времена, когда такого не было. У руководителей области – и губернатора, и мэра – есть понимание того, что должно происходить. Наше общение проходит в рабочем порядке, в формате деловых встреч. – Приглашение российских художников и режиссеров для постановки премьер в Волгограде – прогрессивное явление? – Так было всегда. Другой разговор – уровень этих профессионалов, и это уже ответственность руководителя, который их приглашает. Приезд другого режиссера, за которого отвечает приглашающая сторона, – это внутренний вздрог артиста, это, как правило, новый подход к трактовке материала, это дисциплинирующий момент и, как следствие всего этого, – всплеск интереса публики к премьере, рост продаж билетов. Но прежде всего свежий взгляд на материал и необходимое условие развития театра. – Какие проблемы предстоит решать новому составу правления СТД? Что волнует? – Самое насущное – пополнение Союза молодежью и консолидация сил, потому что, к сожалению, волгоградские театры пока достаточно разобщены. Конечно, чтобы чего-то требовать от людей, надо что-то дать. Помимо традиционных капустников ко Дню театра, которые замечательно проходят уже 15 лет, есть мечта о появлении своего театрального фестиваля, регионального молодежного театрального смотра. Социальная поддержка ветеранов сцены – тоже наша миссия. Придется довести до волгоградских руководителей театров, что по линии СТД совместно с Минкультом, Минтрудом, администрацией Президента РФ проводится большое количество грантовых программ, семинаров, лабораторий. Но в подаче заявок волгоградские театральные деятели почему-то проявляют удивительную инертность.15 февраля в Волгограде прошло первое заседание правления, на котором мы обсуждали, кто за что может взяться, в какие кабинеты постучаться, наметили нашу главную стратегию. Дел очень много.