Войти в почту

Срочно в номер: в России отмечают День печати

Сегодня День российской печати. Праздник был учрежден 30 лет назад, и связан он с выходом первого номера печатной газеты «Ведомости». Не современной, а той, которая появилась еще при Петре Первом. Сегодня в России более 40 тысяч различных печатных изданий, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Артем Васнев.

Обычная панелька, здание районной библиотеки. 30 лет назад здесь появился «Коммерсантъ». Журналисты ставили первые эксперименты со словом. Кухня стала главным местом в редакции.

«Сейчас трудно себе представить. Журналисты ходили сюда, потому что кормят. Прямо в подъезде жила Оля. Она приносила ведра – куриные ноги, котлеты», – вспоминает генеральный директор и шеф-редактор объединенной редакции ЗАО «Коммерсантъ» (1999-2010 гг.) Андрей Васильев.

«Коммерсантъ» казался авантюрной затеей. Ни денег, ни планов. Но очень скоро газета стала приносить прибыль. На смену товарищам пришли господа – так «Коммерсантъ» стал обращаться к героям своих заметок. Заголовки стали фирменным стилем. Тут даже извиняются по-своему. В знак несогласия с судом выпустили пустую газету с перевернутым опровержением. И даже тут умудрились заработать – в середине дня тираж пришлось допечатывать.

«Коммерсантъ» с его твердым знаком, по сути, совершил революцию. О сложных вещах журналисты писали понятным языком. Никаких табуированных тем и «стоп-листов».

«Конечно, 90-е годы – это было время, которое было совсем бесцензурным. Новая журналистика тогда нащупывала границы профессиональной этики, о чем можно писать, о чем нельзя. И иногда переходила границы», – рассказал председатель совета директоров издательского дома «Коммерсантъ» Владимир Желонкин.

За право писать молодой российской прессе приходилось бороться. После августовского путча, когда члены ГКЧП решили взять под контроль СМИ, многие газеты запретили. Именно тогда появилась «Общая газета» – единая площадка, на которой выходили опальные издания.

«Когда мы все вместе, нам легче действовать, и труднее препятствовать выходу такого издания. Был ряд технических моментов. Мы все посылали материалы в единую редакцию на базе «Московских новостей», а у себя в редакции готовили что-то типа листовок», – пояснил основатель и главный редактор «Независимой газеты» (1990-2001 гг.) Виталий Третьяков.

За последние 30 лет мир поменялся. Наступила эпоха интернета. Миллионы людей теперь называют себя блогерами и журналистами. Правда, фейковых новостей стало больше. И тут преимущество у печатной прессы, фейк там вряд ли найдешь, чего не скажешь о соцсетях.

«Сейчас за один день наша журналистика дает столько высококачественных статей, сколько в советское время давали за полгода, а может и за год», – считает главный редактор газеты «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин.

Несмотря на то, что сейчас почти все новости можно найти в интернете и у каждого издания свой сайт, тех, кто любит держать в руках свежую газету, чувствовать запах типографской краски, меньше не становится. Поэтому тираж остается одним из главных показателей популярности издания. Впрочем, как и число просмотров в интернете.