Войти в почту

«Ведомости»: общественники предлагают защитить данные пользователей в каршеринге

Институт развития правового общества (ИРПО) предлагает ужесточить контроль за личными данными в каршеринге, чтобы избежать их утечки. Соответствующее письмо общественники направили главе Роскомнадзора Андрею Липову, пишет газета «Ведомости».

«Ведомости»: общественники предлагают защитить данные пользователей в каршеринге
© BFM.RU

Авторы инициативы предлагают унифицировать процедуру регистрации и предоставления документов для всех каршеринговых фирм в стране. В частности, предлагается ввести водяной знак с наименованием компании и наносить его на фото пользователя и сканы документов, которые он предоставляет при регистрации. Таким образом, в случае утечки можно будет определить ее источник. Это также может предотвратить использование тех же фото для мошеннических целей, например при получении кредита в банке.

ИРПО также рекомендукет в десять раз повысить штрафы за несоблюдение условий по сохранности персональных данных: для физлиц — до 20 тысяч рублей, для юрлиц — до 500 тысяч. Виновных также предлагают обязать возместить ущерб пострадавшим от утечки.

О том, насколько эффективно такое предложение, рассуждает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

Петр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «В РФ чуть ли не вирусы закидывают, которые воруют персональные данные. И никто за это не несет никакой ответственности. При чем здесь каршеринг? Это настолько частный случай, что решать проблему нужно системно, а каршеринг в этой истории сам является пострадавшим. Потому что ворованные персональные данные (может быть, и не ворованные, просто полученные относительно честным путем за счет лазеек в законодательстве) потом перепродаются. И когда человек регистрируется в каршеринге, каршеринг даже не может понять: это настоящий человек или кто-то купил очередную порцию аккаунтов. Поэтому здесь нужно наводить порядок, но не с каршеринга, это вообще глобальная проблема для нашей страны».

Пока непонятно, как инициатива будет реализована и каким образом это будет контролироваться, говорит руководитель департамента аудита и консалтинга Group-IB Андрей Брызгин.

Андрей Брызгин руководитель департамента аудита и консалтинга Group-IB «Непонятно, на каком этапе будут добавляться пресловутые водяные знаки, непонятно, как это будет контролироваться, потому что, в принципе, компания сама может отказаться внутри себя от использования этих водяных знаков, боясь, что произойдет утечка, и утечку будет легко соотнести с самой компанией. Второй фактор — техническое развитие на сегодня достаточно велико для того, чтобы водяные знаки с документов можно было просто и автоматизированно убрать. Учитывая, что требования к качеству фотографий документов обычно в достаточно широком диапазоне находятся (кто-то готов принимать и очень плохие сканы, и сканы ксерокопий), то со снижением этого качества убрать водяной знак еще проще оказывается. Самое главное — если меры по защите таким или другим способом окажутся более дорогими, чем стоимость самой информации, то таких мер лучше избегать. Соответственно, если для злоумышленника избавиться от водяного знака будет существенно дешевле, чем обладателю информации защитить эту информацию, то это тоже совершенно неправильный подход. Поэтому по конкретной инициативе нужно смотреть уже более детализированный ее вариант в формате, как это должно быть, кто это должен проверять и как, какая ответственность за несоблюдение, какова система по выявлению инцидентов».

В крупных каршеринговых компаниях отказались комментировать инициативу Института развития правового общества и ждут конкретных шагов от Роскомнадзора. В сервисах также отрицают, что в их сфере утечки персональных данных — это частое явление.