Войти в почту

Профессор Катасонов: Нам нужен великий русский Firewall

Ученый-экономист и известный публицист Валентин Катасонов считает, что против России ведется гибридная война, в том числе в информационном пространстве. Он призывает защитить население от илогичного контента, навязанного Западом, создать свой Firewall по примеру китайского и заниматься импортозамещением софта и железа на стратегических предприятиях и оборонке.

Профессор Катасонов: Нам нужен великий русский Firewall
© Свободная пресса

«СП»: – Что можно сказать о цифровой цензуре в интернете. Имеется в виду блокировка российских пользователей и СМИ международными IT-корпорациями

– У меня нет никаких сомнений, что это выстраивается вертикаль мировой власти и на протяжении многих лет мировая закулиса, а конкретно – Глубинное государство, как его называет господин Трамп – выращивала этих самых цензоров мировой паутины. Вы назвали Google, это и Microsoft, и Facebook. Все это IT-компании Силиконовой долины, в США их называют «силиконовой мафией». На протяжении достаточно долгого времени они вели себя прилично, чтобы сложилось некоторое доверие со стороны американской и мировой аудитории к их услугам и сервисам.

Когда большая часть человечества подсела на эти сервисы IT-гигантов, Глубинное государство начало использовать их для того, чтобы управлять информационными потоками и воздействовать на общественное мнение. Языком Оруэлла, сложился «большой брат». Этот «большой брат» пытается командовать. Если бы не сложилось той глобальной паутины, которой он управляет, сегодня не было бы истерии с Covid-19.

Обратите внимание, что идет массированная гебельсовская пропаганда – страшнее зверя нет, чем Covid-19. Я разбирал статистику смертности по итогам десяти неполных месяцев 2020 года, Covid находится среди причин смертности на 20 месте, среди других заболеваний, убийств, ДТП и так далее.

Гебельсовская пропаганда, действующая через американские IT-сети, деформирует представление современного человека о мире. Некоторые люди действительно начинают думать, что дважды два – пять. Как вы помните, в романе 1984 О’Брайан воспитывал Уинстона Смита и в конце добился, чтобы главный герой поверил, что дважды два – пять.

«СП»: – Как Россия может защититься от этой угрозы?

– Об этом нужно было думать раньше, еще в конце прошлого века. Кстати, китайцы – думали. В 1997 году они приняли решение создавать свой суверенный интернет – великий китайский Firewall. Надо сказать, что они такой суверенный интернет создали и среднестатистический китаец не знает, что такое Facebook, поисковик Google. Конечно, все зависит от государства. В КНР государство проводит очень мощную идеологическую работу среди населения. Я не буду сейчас давать оценки этой работе.

По крайней мере, Китай по своему сохраняет свой национальный суверенитет. Россия в этом смысле беззащитна. Иногда я беседую на эту тему с некоторыми руководителями СМИ. Спрашиваю, что можно сделать. Они отвечают, что технически это достаточно сложно.

Впрочем, что-то уже делается. Не буду раскрывать подробности, но уже сейчас создаются кабельные сети, которые не зависят от технологий 4G и 5G. Конечно, создать независимую сеть нельзя быстро в масштабах всей страны.

Думаю, будет меньшим злом, если мы вообще обрубим этот интернет. Кстати, когда начались события в Нагорном Карабахе, в Азербайджане интернет был отключен. Надо сказать, что они заранее готовились к этой операции. Отметим, Азербайджан не погиб, отключив интернет – наоборот, это была необходимая мера, чтобы держать оборону. Конечно, они опасались, что их противник будет действовать через интернет.

«СП»: – Нужно ли блокировать интернет?

– По сути, в мире идет гибридная война и объектом этой войны является Россия. Нам, конечно, тоже надо просто блокировать этот интернет. Предпринимались попытки как-то редактировать контент в интернете – та же «Лига безопасного интернета». Они действовали полумерами – просто отслеживала какой-то контент, выявляла порнографию, тексты, носящие явный антироссийский характер или инструкции, как играть в войну, следование которым заканчивается детскими суицидами.

В разговоре с редакторами СМИ я интересовался, можно ли вернуться к печатным газетам. Они говорят – без проблем, вреда от этого точно не будет. Я бы еще хотел отметить, что в сентябре-октябре проходила большая конференция «Электроника-2020» – там было много профессионалов, вице-премьеры, чиновники из разных министерств, руководители компаний, которые занимаются электроникой и программированием, и другие эксперты. Из материалов, которые я получил на этой конференции, даже в госзакупках доля локализованной электронной продукции составляет 20%. Локализованная продукция она не отечественная. Очень часто, это зарубежная продукция, прикрытая российским брендом.

Мало того, что иностранные технологии это канал илогического информационного воздействия на умы и души наших сограждан, в этом железе есть еще и заплатки – могут быть заблокированы объекты промышленности, парализовано действие нашего оружия. Это технический вопрос, но он не является мелким. Господин Мишустин постоянно говорит, что нам нужна цифровая трансформация. Если вы будете проводить цифровизацию на иностранном софте и иностранном железе – вы заминируете страну. Это просто преступление. Лучше никакой цифровизации, чем такая. Если мы и должны выстраивать цифровую систему, то только из собственных кирпичей.

«СП»: – В России уже предпринимались попытки контролировать контент в интернете

– Очень сложно контролировать социальные сети. Вроде бы IT-компании должны соблюдать национальные законы в странах, где пользуются их услугами, эксперты говорят, что около 20% того же Facebook, это контент, противоречащий законам Российской Федерации. В отношении таких компаний выносились очень смешные судебные решения, размеры штрафов исчислялись десятками тысяч рублей. Я могу сказать, что тот же Google за последние годы получил штрафов за 10 млрд долларов – такие штрафы могут вразумить. С моей точки зрения, России следует ориентироваться на опыт Китая.

«СП»: – Не останемся ли мы обособленными от всего мирового сообщества, если пойдем по пути Китая?

– Идет война, а нам разбирать стены своей крепости, чтобы не быть обособленными? У нас и так почти все стены разрушены и их надо восстанавливать. Кстати, суверенный интернет Китая не случайно называется Firewall – неприступная стена. Нам нужна русская стена.

«СП»: – Представители молодого поколения могут воспринять это как строительство «железного занавеса». Так ли это?

– «Железный занавес» выстраивался Западом, между прочим. Молодежь об этом не знает. Сразу после 1917 года они объявили советской России блокаду – сначала это был занавес экономический, кредитный, была золотая блокада. Они очень боялись влияния Советского союза на мир, поэтому была жесточайшая цензура той информации, которая освещала жизнь в СССР. В 1991-1992 годах я проходил стажировку в очень престижном американском институте и был поражен, насколько примитивно представление о нашей стране. Дело в том, что они также жили за железной стеной, которую сами и выстроили. Они защищали население от советской пропаганды, но хотели прорваться в наше информационное пространство. В СССР выходил еженедельник «За рубежом», который давал переводы знаковых статей в американской прессе. Запад пытался прорваться в наше информационное пространство через свои «голоса» – Голос «Америки», BBC, «Свободная Европа». Ретроспективно, я помню многие передачи на этих радиостанциях, там было 90% антисоветского идеологического контента. Сказать, что они объективно давали информацию, нельзя. Это была идеологическая война двух миров.

Сегодня ситуация та же, но мы играем в поддавки. Из объекта этой информационной войны нам нужно становиться субъектом. Для этого нужна своя «русская стена».

«СП»: – Почему российский Firewall так и не появился?

– Это фактор «пятой колонны». Я внимательно изучал все документы, которые касаются информационной безопасности России. Один из документов от декабря 2016 года – доктрина информационной безопасности – был подписан президентом. Знаете, очень рыхлый документ. Еще в 2014 году было принято решение следовать жесткому импортозамещению в части софта и железа. Росстату было поручено создать специальный отдел для мониторинга процесса импортозамещения. На сайте службы действительно есть раздел импортозамещения, но там указаны несколько показателей, которые отслеживают ситуацию в сельском хозяйстве и некоторых продовольственных товаров. Ничего касающегося промышленности и электроники там нет. Могу сказать, что импортозамещение было провалено. Я не склонен считать, что в профильных министерствах сидят какие-то шпионы, все гораздо проще – они просто не хотят работать и отчитываются какой-то липой. Теперь они отчитываются за локализацию программного обеспечения. Как я говорил, локализованная продукция это иностранные технологии, прикрытые российским брендом.