Кому война, а кому мать родна: как иностранные игроки поглощают отечественный рынок биодобавок

Кому война, а кому мать родна: как иностранные игроки поглощают отечественный рынок биодобавок

Кому война, а кому мать родна: как иностранные игроки поглощают отечественный рынок биодобавок
© Уника Новости

Пандемия обрушила большинство отраслей экономики, но для отдельных ее сегментов коронавирус открыл «золотую жилу». Одним из таких счастливчиков на российском рынке стала онлайн-торговля иностранными БАДами, соединившая в себе удобство покупок в сети, повышенный интерес потребителей к своему здоровью и отсутствие необходимости соблюдать российское законодательство, возложив эту обязанность на потребителя. 

Фото: pixabay.com

В результате сегодня рынок не просто наводнен БАДами, не имеющими российских регистрационных документов, не соответствующими требованиям СанПиНов по дозировкам, но даже содержащими сильнодействующие или ядовитые вещества, которые к тому же открыто рекламируются крупнейшими интернет-платформами.

На днях Федеральная антимонопольная служба рассмотрела очередной такой случай и пришла к выводу что «Яндекс» и Google нарушили Закон о рекламе. Они распространяли рекламу БАДа, содержащего запрещенный к изготовлению и распространению компонент. В частности, в сервисе «Яндекс.Директ» отображалась реклама биологически активной добавки Gaia Herbs. Рекламное объявление содержало ссылку на страницу препарата в зарубежном онлайн-магазине iHerb. При этом в состав этого препарата входит перец Kava. Он относится к списку сильнодействующих веществ, а его изготовление и распространение запрещено на территории Российской Федерации.

Похожая реклама товара с содержанием перца Kava распространялась и в сервисе Google AdWords, и эта реклама вела на страницу того же онлайн-магазина. Обоим IT-гигантам грозят административные штрафы от 100 до 500 тыс. руб., что при их многомиллиардных оборотах нельзя сравнить даже с комариным укусом.

В ФАС призвали интернет-сервисы более тщательно следить за рекламным контентом: «Реклама товаров с содержанием сильнодействующих веществ запрещена как в интернете, так и вне его. Поэтому мы в очередной раз призываем рекламораспространителей в лице крупнейших поисковых систем совершенствовать свою систему модерации рекламных сообщений во избежание нарушений закона», – пояснял ситуацию замглавы ФАС России Андрей Кашеваров.

Но проблема – не только в модерации рекламных сообщений. Трудно представить, что такие гиганты как «Яндекс» и Google и их юридические службы не знакомы с требованиями закона о рекламе, особенно учитывая, что в случае с БАД ответственность за ненадлежащую рекламу в равной степени несут не только рекламодатель, но и рекламораспространитель.

Российский рынок онлайн-коммерции растет высокими темпами, а ситуация с распространением коронавируса стала колоссальным катализатором к его дальнейшему развитию. По данным исследовательского агентства Data Insight, российский рынок E-comm к началу октября превысил рекордные показатели, которые были достигнуты в мае на пике режима самоизоляции. Россияне сделали 63,5 млн заказов в интернет без учета заказов продуктов питания через специализированные интернет-магазины и службы доставки. Это на 5,3% выше показателей августа и на 62% больше по сравнению с августом прошлого года.

Безусловными лидерами роста онлайн-продаж можно уверенно назвать фармацевтические товары и БАД. По данным Nielsen, которые компания озвучила на конференции «Электронная торговля-2020», категория «медицинские товары» за 8 месяцев 2020 года росла +243% в рублях, более чем в два раза опережая значения ближайших преследователей, таких как продукты питания.

Специалисты бьют тревогу, потому что люди верят рекламе на привычном интернет-ресурсе, но она может быть размещена неизвестными продавцами или иностранными магазинами, которые не сертифицируют свою продукцию и не несут ответственности по российскому законодательству. Риски в этом случае лежат на потребителях. 

Нередко в центре подобных скандалов оказываются блогеры, которые с недавних пор стали ключевым рекламным каналом для нелегальных БАД, зарабатывая колоссальные деньги на реферальных программах продавцов такой продукции. Популярная инстаграм-блогер Елена Корнилова предлагала нескольким сотням тысяч своих подписчиков принимать большие дозы БАДов и приобретать их в онлайн-магазинах типа iHerb по ее промокоду. Она называла себя натуропатом и биохакером, и утверждала, что окончила Мюнхенский технический университет со степенью по органической химии, обучается в Национальном университете Сингапура и поступает в Стэнфордский университет. Как показали официальные ответы на запросы, направленные в учебные заведения, Елена Корнилова не была студентом Национального университета Сингапура и не училась в Мюнхенском техническом университете.

Это обнаружилось после того, как ситуацией заинтересовались в комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований. Член этой комиссии Петр Талантов отмечал, что заметная часть рекомендаций в блоге Елены Корниловой не просто не имеет доказанной эффективности, но и небезопасна.

«Елена предлагает беременным женщинам принимать по 26 таблеток в день. Часть из них – препараты с недоказанной полезностью. Часть – вещества, влияние которых на беременность недостаточно изучено. Некоторые просто опасны. Елена часто пренебрегает рекомендованными дозами в сторону их значительного увеличения. Если во время беременности иногда назначают порядка 350 мг магния в день, то Корнилова рекомендует принимать сразу 900 мг. Кстати, пока польза от приема магния у беременных не обнаружена. Аналогичным образом Елена поступает с йодом. Рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) дозы – 250-500 мкг в день, Корнилова рекомендует принимать 1000 мкг», – цитирует Петра Талантова РБК

https://style.rbc.ru/beauty/5c6bb1549a7947542c432359

.

«Рекомендуя своим подписчикам буквально десятки таблеток в день, Елена превращает их тело в химическую фабрику с абсолютно непредсказуемыми последствиями», – подытожил Талантов.

Учитывая, что все больше людей заказывают товары для здоровья в интернете, а также ситуацию с пандемией, которая форсирует потребительский спрос на товары для поддержания здоровья, российский рынок биодобавок будет только расти. Экспансия зарубежных БАДов, использующих для рекламы и продвижения онлайн-каналы, продолжится, а вместе с тем возрастут и риски обмана потребителей. При этом пострадают не только они. Очевидно, что сейчас стремительно формируется огромная зона трансграничной онлайн-торговли, которая свободна от применения норм законодательства РФ, а добросовестные участники рынка и «нелегалы» играют на разных условиях. 

Источник