Российские процессоры ищут частного инвестора

Дела у «Байкал электроникс» обстоят не лучшим образом. Почти 75% разработчика российских процессоров, по данным РБК, принадлежат компании «Т-Платформы». Последняя известна в том числе тем, что построила суперкомпьютеры для МГУ и Росгидромета.

Российские процессоры ищут частного инвестора
© BFM.RU

В прошлом году основатель «Т-Платформы» Всеволод Опанасенко стал фигурантом уголовного дела. Бизнесмена подозревают в особо крупном мошенничестве при поставках МВД партии компьютеров на процессорах Baikal.

В конце 2019-го «Ведомости» со ссылкой на представителя Опанасенко сообщали, что финансовое положение компании серьезно ухудшилось. А подконтрольная «Т-Платформам» «Байкал электроникс» вообще работает в минус. По данным Kartoteka.ru, разработчик процессоров закончил прошлый год с чистым убытком в 97 млн рублей при выручке около 200 млн. Плюс ко всему Минпромторг через суд требует с «Байкал электроникс» полмиллиарда рублей за просрочку субсидированного государством выпуска процессоров Baikal-М.

Совладельцем «Байкал электроникс» может стать группа компаний «Вартон», занимающаяся производством светодиодов, пишет РБК. Ее контролирует Денис Фролов. Бизнесмену также принадлежит Astra Linux — разработчик отечественной операционной системы. По всей видимости, ставка делается на связку «российский процессор плюс российская ОС», продолжает руководитель HiTech Mail.ru Дмитрий Рябинин:

Дмитрий Рябинин руководитель HiTech Mail.ru «По сути, здесь образовывается такая эффективная связка в формате самодостаточности, когда Linux-решение на собственном процессоре может использоваться в экосистеме госсектора. Только в этом формате Baikal имеет перспективы на существование. Во всех остальных форматах, к сожалению, решение уступает конкурентам. По сути, это процессор из 2015 года по техпроцессу 2010 года. Технологии развиваются гораздо быстрее, чем хочется российским производителям, и это накладывает определенные ограничения, в данном случае ограничения по тиражу и по использованию на массовом рынке».

По сведениям газеты «Коммерсантъ», сделка нужна еще и для того, чтобы снизить санкционные риски «Байкал электроникс». Сейчас контроль над разработчиком чипов принадлежит «Т-Платформам», занесенным в 2013 году в список организаций, действующих вопреки национальной безопасности и внешнеполитическим интересам США. В следующем году «Т-Патформы» добились через суд отмены санкций. Впрочем, это не дает иммунитета от новых ограничительных мер. А уязвимость «Байкал электроникс» к возможным санкциям очень высока. Ее новейший микропроцессор основан на архитектуре ARM и выпускается на Тайване. Здесь угроза сразу с двух сторон, отмечает главный редактор изданий группы компаний Comnews Леонид Коник.

Леонид Коник главный редактор изданий группы компаний Comnews «ARM — британская компания, но буквально недавно ее купила американская компания Nvidia, и вся санкционная история сейчас поднимется в полный рост. Huawei, который с трудом разработал свой процессор также на архитектуре ARM, сейчас трясется мелкой дрожью, потому что есть гигантские риски блокировки со стороны Соединенных Штатов лицензии, которая куплена Huawei. Очень может статься то же самое с компанией «Байкал». Вторая история на сей момент: штамповка процессоров Baikal происходит на Тайване, делает это компания TSMC. Она уже показала, что крайне гибка к позиции Соединенных Штатов, когда отказала тому же Huawei в производстве его чипа. И тогда вроде бы нужно переносить производство процессоров Baikal в Россию, но это красиво сказать, но невозможно пока сделать».

Сейчас идут переговоры о переходе под контроль «Вартона» 60% акций разработчика чипов. Об этом сообщили РБК глава «Байкал электроникс» Андрей Евдокимов и совладелец «Вартона» Илья Сивцев. По информации источников издания, сумма сделки может составить 4 млрд рублей.

Есть большие сомнения в том, что частный инвестор сможет организовать в России производство, способное выпускать процессоры семейства Baikal. Во-первых, это миллиарды инвестиций — и не в рублях, а в долларах. Во-вторых, подходящего оборудования в стране нет. А иностранцы могут его России и не продать — из опасения все тех же санкций. Но так или иначе, а проблему придется решать: производство микроэлектроники — стратегическая отрасль.