The New York Times (США): дезинформация в Фейсбуке сегодня стала более популярной, нежели в 2016 году
В ходе предвыборной кампании 2016 года российские агенты использовали Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и другие социальные сети, чтобы распространять дезинформацию и таким образом провоцировать разногласия в рядах американских избирателей. С тех пор операторы этих социальных сетей потратили миллиарды долларов и наняли на работу десятки тысяч людей, чтобы взять под контроль распространение дезинформации. Но действительно ли эти платформы стали лучше справляться с решением проблемы распространения дезинформации? Необязательно. Согласно результатам нового исследования, проведенного цифровым подразделением Германского фонда Маршалла, неправительственного аналитического центра, сегодня пользователи Фейсбука стали чаще интересоваться материалами новостных изданий, регулярно публикующих дезинформацию, нежели в преддверии президентских выборов 2016 года. Германский фонд Маршалла, который поддерживает партнерские отношения со стартапом NewsGuard и аналитической компанией NewsWhip, специализирующейся на социальных сетях, опубликовал результаты своего исследования в понедельник, 12 октября. В целом, как показали результаты исследования, в Фейсбуке число лайков, комментариев и репостов статей, взятых из новостных изданий, которые регулярно публикуют ложную или вводящую в заблуждение информацию, выросло в три раза за период времени с третьего квартала 2016 года по третий квартал 2020 года. Примерно две трети этих лайков и комментариев относились к статьям, опубликованным одним из 10 новостных изданий, которые аналитики отнесли к категориям «производителей ложного контента», регулярно публикующих доказанно ложный контент, и «манипуляторов», регулярно выступающих с ничем не подтвержденными заявлениями или искажающих информацию. «Мы видим эти сайты, которые маскируются под новостные онлайн-издания. У них есть на это право, — сказала Карен Корнблух (Karen Kornbluh), директор программы по технологической политике Германского фонда Маршалла. — Это заражает наш дискурс и влияет на здоровье нашей демократии в долгосрочной перспективе». Представитель компании «Фейсбук» Энди Стоун (Andy Stone) отметил, что анализ только лишь лайков, репостов и комментариев может привести к неверным выводам, потому что эти данные не могут служить отражением того, что большинство пользователей видят в Фейсбуке. Эта социальная сеть не выкладывает в открытый доступ другую информацию, касающуюся действий пользователей, такую как, к примеру, охват тех или иных постов. Данные о лайках, репостах и комментариях — это единственная информация, которую эта платформа оставляет в открытом доступе. По словам Корнблух, в этом году пользователи Фейсбука ставили больше лайков, чаще репостили и комментировали посты, потому что пандемия коронавируса вынудила их проводить очень много времени дома. Однако темпы роста числа лайков, комментариев и репостов контента, публикуемого «манипуляторами» и «производителями ложного контента» превысили темпы роста числа взаимодействий пользователей с такими изданиями, которые аналитики назвали «уважаемыми журналистскими изданиями» — к примеру, Reuters, Associated Press и Bloomberg. По словам Корнблух, операторы социальных сетей оказались в парадоксальной ситуации, потому что их бизнес основан на принципе привлечения новых пользователей за счет вирусного контента — пользователей, которым затем можно будет показывать рекламу. Корнблух добавила, что подавление дезинформации «попросту противоречит их эконмическим интересам».