Microsoft 25 лет приучала весь мир к Windows. Что позволит ей победить Apple?

В четверг, 24 сентября, Сбербанк проведет масштабную конференцию под названием СберКонф, где расскажет о развитии собственного бизнеса. В преддверии мероприятия «Лента.ру» продолжает цикл статей о крупнейших технологических компаниях планеты, которые сделали ставку на создание собственных экосистем. На этот раз речь пойдет о Microsoft. Детище Билла Гейтса можно считать первопроходцем в череде таких историй. Долгие годы самый известный его продукт — операционная система Windows — остается абсолютным лидером в мире персональных компьютеров как раз благодаря тому, что компания предугадывает потребности клиента. Microsoft не устраивает революций, а берет максимально широким, по сравнению с другими технологическими гигантами США, охватом и комфортом. Мягкая сила — в материале «Ленты.ру». Первые успехи Microsoft достигнуты за счет того, что ее операционная система стала доступом ко всему спектру современных компьютерных технологий и возможностей, которые те дают. Пользователю требовалась веская причина, чтобы отказаться от Windows и перейти на другую систему, но чаще всего причины не находилось. Стандарт от Microsoft оказался настолько подходящим для человечества, что и десятки лет спустя недовольных не так уж много. Похожую логику компания использовала для развития своего бизнеса и в дальнейшем. Она пыталась войти в новое для себя направление таким образом, чтобы сделать преимуществом связь с другими своими продуктами. В такой ситуации клиент должен был без каких-либо сложностей переходить с одной задачи на другую. Продукт Microsoft в каком-то смысле стал продуктом для ленивых, ведь именно таких людей Билл Гейтс ценит больше всего. Два ключевых игрока на рынке операционных систем, Apple и Microsoft, появились практически одновременно — в апреле и ноябре 1976 года. Но если первая занималась выпуском персональных компьютеров, то есть конечного продукта, то вторая вначале писала интерпретаторы языков программирования Basic, Fortran и Cobol-80 для разных платформ — и даже для Apple, а затем сосредоточилась на операционных системах. Прорывом для Стива Джобса и Стива Балмера стал 1977 год — тогда компания выпустила свой первый массовый компьютер Apple II. А вот Билл Гейтс и Пол Аллен пришли к успеху в 1980-м, когда договорились разработать операционную систему для одного из главных технологических гигантов того времени — компании IBM. Система получила название MS-DOS 1.0. Доходы Microsoft взлетели после того, как IBM не стала патентовать свою архитектуру, и за год многие производители выпустили копии компьютеров, к которым также подходила MS-DOS 1.0. За каждую проданную машину Гейтс и Аллен получали свой процент. В январе 1984 года Apple представила революционный графический интерфейс в новой операционной системе System 1.0 (название Mac OS появляется только в восьмой версии). Почти два года спустя, в ноябре 1985-го, вышла Windows 1.0. Она не стала полноценной графической операционной системой, только надстройкой. Однако тогда же специалисты Microsoft начали разработку собственных прикладных программ, которые мы сейчас знаем как пакет Office — это Word, Excel и другие. Спустя десять лет такая работа привела к появлению Windows 95. Продукт перевернул представление о том, как должна выглядеть операционная система. Его развитие обеспечило компании практически монопольное превосходство в мире. Получив признание и средства для инвестиций, компания из Редмонда задумалась о новых сферах деятельности и начала активно приобретать интересные проекты. За 25 лет Microsoft купила более 225 компаний и доли еще в 64. Первым ключевым вложением стала покупка Forethought в июне 1987 года. Из ее разработок позднее появилась программа для презентаций PowerPoint. Спустя десять лет, в 1997-м, корпорация потратила 500 миллионов долларов на бесплатную службу электронной почты Hotmail. В начале 2000 года за 1,375 миллиарда долларов была куплена Visio Corporation — ее решения стали основой для редактора диаграмм и блок-схем Microsoft Visio. Microsoft Dynamics, ранее — Microsoft Business Solutions, появилась после приобретения в июле 2002 года датской компании Navision за 1,33 миллиарда долларов. Присоединение позволило корпорации выйти на рынок программных приложений для планирования ресурсов предприятий и управления взаимоотношениями с клиентами, так называемые ERP и CRM. В августе 2007 года Microsoft купила онлайновую рекламную компанию aQuantive за 6,333 миллиарда долларов, чтобы вписаться в сегмент интернет-рекламы. В мае 2011 года корпорация стала владельцем Skype, потратив на сервис 8,5 миллиарда долларов. На тот момент это было в 32 раза больше, чем операционная прибыль сервиса, но дело стоило того, ведь Skype считался стандартом голосовых и видеозвонков. Более миллиарда долларов было потрачено на покупку Yammer — эта компания создала службу корпоративных социальных сетей, что впоследствии стало частью Microsoft Office 365. На рынок мобильных операционных систем Microsoft вышла еще в 2000 году с Pocket PC 2000 — первой версией Windows Mobile. В 2007-м система по распространенности в мире отставала только от Symbian, однако компания упустила момент, когда Android и iOS рванули вперед. В попытке догнать уходящий поезд была представлена новая разработка — Windows Phone, но вышла она слишком поздно, только в октябре 2010 года. Весной 2014-го компания за 7,2 миллиарда долларов купила бизнес финской Nokia по выпуску мобильных устройств, чтобы продвигать свой продукт. После выхода Windows 10 мобильная система получила название Windows 10 Mobile. Однако в 2019 году продукт пришлось закрыть, поскольку он так и не смог завоевать любовь пользователей. Впрочем, упускать рынок смартфонов Microsoft не собирается. Для этого корпорация решила пойти на сотрудничество с другим технологическим гигантом — Google. Купить ее, конечно, не выйдет, однако совместная экосистема с Android напоминает тактику Microsoft из 1990-х — главное стать проводником всех возможных услуг. В июне 2016 года Microsoft приобрела LinkedIn, социальную сеть для поиска и установления деловых контактов. Рынок удивил и факт сделки, и сумма — 26,2 миллиарда долларов. К маю 2020 года в ней были зарегистрированы 706 миллионов пользователей из 150 стран. Выходом на новую территорию стала и покупка в июне 2018 года самого популярного ресурса для проектов в открытом исходном коде GitHub, который еще называют «социальной сетью для разработчиков». Стоимость сделки составила 7,5 миллиарда долларов. А последним знаковым приобретением для корпорации из Редмонда можно назвать выкуп Affirmed Networks — компании, которая занимается программным обеспечением для управления инфраструктурой операторов сотовой связи. Цена вопроса составила 1,35 миллиарда долларов, соглашение позволит корпорации заняться технологиями для сетей пятого поколения 5G. Однако ни в коем случае нельзя сказать, что Microsoft только и делает, что скупает чужие продукты. В частности, еще в 2001 году компания вышла на рынок игровых консолей, и следующие почти 20 лет прошли под знаком конкуренции между Sony PlayStation и Xbox. Японская корпорация не упускала лидерства, но их гигантский отрыв от конкурентов был нарушен лишь в последние годы — двоевластие поколебала Nintendo со своей Switch. На этом фоне Microsoft в сентябре купил за 7,5 миллиарда долларов ZeniMax Media, материнскую компанию для Bethesda Softworks, одной из крупнейших в мире студий компьютерных игр. Чрезвычайно важным, более того, самым прибыльным направлением бизнеса Microsoft стал облачный сервис Azure, запущенный в феврале 2010 года. По сути это предоставление клиентам доступа к вычислительным мощностям компании, с помощью которых те могут использовать готовые решения и обойтись без приобретения дорогих серверов. Главными конкурентами Microsoft в этой области являются Amazon Web Services и Google Cloud Platform. Широкую популярность набирает платформа Microsoft Teams, конкурент лидирующего на рынке корпоративных мессенджеров приложения Slack. Представленный в 2016 году продукт стал частью пакета Office 365 и уже в 2019-м обошел Slack по числу ежедневных пользователей. Год назад компания объявила о намерении создать собственную умную колонку. Голосовой помощник для нее уже существует — Сortana, а вот само устройство пока не готово. Функционал, указанный в патентной документации, во многом повторяет аналогичные устройства от Amazon и Google, уже начавшие завоевывать рынок. Главным отличием Microsoft от других крупнейших технологических компаний остается отсутствие ключевого направления бизнеса. По данным за 2019 год, четверть доходов (25,9 процента) компания получает от Azure, почти столько же (25,2 процента) — от продажи и поддержки продуктов Office. На операционную систему Windows приходится 16,2 процента, на Xbox One и компьютерные игры — 9,1 процента. Остальные деньги приносит поисковый сервис Bing (6,1 процента), LinkedIn (5,4 процента), устройства Surface (4,8 процента), услуги и решения для оптимизации деятельности компаний (Enterprise Services, 4,8 процента). Для сравнения, у Facebook доход от рекламы составляет 98,5 процента, а у Alphabet (материнская компания Google) — 83,3 процента. Для Apple ключевым продуктом стал iPhone — 54,7 процента доходов, а Amazon 50,4 процента средств приносят онлайн-продажи. Таким образом, Microsoft — единственный из технологических гигантов США, который по-настоящему не зависит от какого-то одного направления. Но, как замечает основатель компании, дело вовсе не в попытке заработать на всем подряд любой ценой. Чистая прибыль Microsoft по итогам 2019-2020 финансового года (заканчивается в США 30 июня) выросла, несмотря на кризис, на 12,8 процента, до 44,281 миллиарда долларов. Выручка увеличилась на 13,6 процента, до 143,015 миллиарда долларов. Последние годы компания конкурировала с Apple за статус самой дорогой в мире и в 2018-м даже вернула себе первое место. В конце прошлого года в их спор после рекордного в истории IPO вмешалась Saudi Aramco, но уже летом на фоне падения нефтяных котировок саудовская компания утратила лидерство. В настоящее время капитализация Microsoft превышает 1,5 триллиона долларов. Компания тоже участвовала в ралли технологического сектора, но воспользовалась им в меньшей степени, чем конкуренты из Купертино. Для Microsoft объединение продуктов в единую связную систему всегда было способом их продвижения и достижения максимальной синергии. Из последних примеров можно вспомнить Microsoft Teams. Мессенджер включен в Office 365, так что у руководства компаний возникает логичный вопрос — зачем платить за отдельное приложение с таким же функционалом? А для личного пользования одной из функций, добавленной в последнюю версию Excel, стала вкладка «Еда», позволяющая отслеживать результативность диеты. Таким образом, безальтернативность офисного пакета от Microsoft, несмотря на попытки создать его аналоги, обеспечена в первую очередь его многофункциональностью. Однако, кажется, что компания из Редмонда собирается пойти еще дальше. Как утверждает редактор авторитетного портала ZDNet Мэри Джо Фоли со ссылкой на источники, близкие к руководству, Microsoft собирается объединить все свои «сервисы для жизни» в одну метасистему с рабочим названием MetaOS. В нее попадут все услуги по подписке Microsoft 365, пользовательские данные из «облака», мобильные приложения и многое другое. В каком-то смысле компания хочет создать аналог китайского суперприложения WeChat, который совмещает в себе множество сервисов и стал неизменным спутником каждого жителя КНР. И именно этот техногигант подошел к развитию своей экосистемы до такого уровня. Несмотря на слабые места в ряде направлений, в первую очередь на рынке мобильных устройств, Microsoft равномерно входит во все сферы жизни современного общества. Ситуация все больше напоминает ту, что сложилась 25 лет назад, — когда Windows 95 вытеснил конкурентов не за счет технических прорывов, а с помощью максимального внимания к интересам людей.

Microsoft 25 лет приучала весь мир к Windows. Что позволит ей победить Apple?
© Lenta.ru