Войти в почту

Новые авианосцы Китая станут больше похожи на американские

Как пишет издание The Straits Times со ссылкой на профессора Ли Джи (Li Jie), который является академиком в научно-исследовательском институте флота НОАК, два строящихся сейчас авианосца будут существенно отличаться от предшественников — “Ляонина” и “Шаньдуна”. Оба этих корабля являются последователями и глубокой модернизацией еще советских разработок в рамках проекта 1143.5, единственным представителем которого является стоящий сейчас на вооружении России “Адмирал Кузнецов”. В настоящий момент ведется строительство авианосца Type 003, а еще один — Type 004, — будет заложен в 2021 году. По словам Ли Джи, работы не останавливаются и идут полным ходом. Третий корабль данного класса собираются оснастить катапультой для запуска с палубы самолетов более высокой массы, чем доступная сейчас для “Ляонина” и “Шаньдуна”. А четвертый авианосец будет обладать иной силовой установкой, что почти наверняка означает использование ядерного реактора в качестве источника энергии. Иными словами, оба новичка получат два ключевых улучшения, которые отделяли китайский авианесущий флот от его американского визави. Без катапульты с палубы не запустить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания (ДРЛОиУ), а без новой силовой установки не нарастить водоизмещение. Увеличение размеров и массы авианосца необходимо для установки современного оборудования, вооружений и размещения большего количества летательных аппаратов на борту. Косвенно эта информация подтверждается известиями о том, что совсем недавно в Китае начались летные испытания самолета ДРЛОиУ KJ-600. Такой летательный аппарат не сможет взлететь с палубы авианосца сам — не хватит тяги турбовинтовых двигателей. Прямым текстом наличие атомного реактора в планах строительства Type 004 не проговаривалось, однако иных опций, пожалуй, нет — корабли столь большого водоизмещения по-другому в движение с высокой крейсерской скоростью не привести. “Ляонин” имеет водоизмещение до 67,5 тысяч тонн, “Шаньдун” — до 70, а Type 003 оценивается в 85 000 т. Для сравнения, “Адмирал Кузнецов” вытесняет при полной загрузке около 61 390 тонн воды, а “суперкэрриеры” американского флота — свыше ста тысяч тонн. Самый совершенный китайский плавучий аэродром, судя по многим признакам, должен будет подобраться к этой планке, а значит и обладать соответствующей энерговооруженностью. Какая силовая установка стоит в “Шаньдуне” и будет установлена в Type 003 доподлинно неизвестно — либо газотрубинная, либо работающая на мазуте. “Ляонин”, как и “Кузнецов”, оснащен котлами для сжигания жидкого топлива и создания пара, который приводит в движение турбины. На основе опыта службы российского авианесущего крейсера можно предположить, что шестьдесят с небольшим тысяч тонн — предельная масса для относительно быстроходного (до 29 узлов) корабля с котлотурбинной силовой установкой на мазуте. Британские авианосцы серии “Королева Елизавета” (Queen Elizabeth class carriers) оснащаются мощнейшими газовыми турбинами Rolls Royce MT30 (по 39 МВт или 53 000 лошадиных сил каждая) и при водоизмещении свыше 70 тысяч тонн разгоняются до 25 узлов. В свою очередь, “суперкэрриэры” класса “Нимиц” могут похвастаться доступной мощностью в фантастические 194 мегаватта, которые обеспечиваются двумя ядерными реакторами. Это позволяет американским авианосцам при проектной максимальной скорости в 30 узлов демонстрировать на испытаниях и даже большие показатели.

Новые авианосцы Китая станут больше похожи на американские
© Популярная механика