Что заменяет китайцам запрещенные в КНР западные соцсети

Facebook, Instagram, Twitter, Telegram, WhatsApp – эти и многие другие популярные по всему миру соцсети и мессенджеры заблокированы в КНР. Но китайцев это не особенно волнует, поскольку у них есть местные аналоги. И если изначально китайские соцсети и мессенджеры были лишь клонами западных оригиналов, то сейчас, наоборот, они задают тренды для Facebook и Twitter. WeChat может все WeChat – приложение, без которого в Китае не прожить. Им ежемесячно пользуются более миллиарда человек. Когда-то это был просто мессенджер, аналог WhatsApp. Но сейчас это приложение объединяет опции Facebook, WhatsApp, Instagram, Uber и Apple/Google Play Как соцсеть WeChat содержит публикации только ваших друзей (с возможностью прикрепить фото, видео, геолокацию, отметить других пользователей), расположенные в хронологическом порядке. Никакие алгоритмы не решают, что вам показывать, а что – нет. Новостные аккаунты, группы, сообщества не попадают в вашу ленту. WeChat полностью ориентирован на узкий круг друзей владельца аккаунта – даже лайки, поставленные под фото вашего френда кем-то, с кем вы не знакомы, вы не увидите. Все, что не связано с вашим кругом друзей, приходит в отдельную папку – «Подписки». Там лента состоит исключительно из новостей от публичных аккаунтов и каналов. Ну а если вы одиноки и в вашем WeChat никого нет, то для этого есть функция «Потряси». Если активировать ее и потрясти телефон, то WeChat покажет вам другого пользователя, который сейчас тоже трясет телефон в поисках новых друзей, и, как Tinder, покажет расстояние между вами. Кстати, о Tinder… Дейтинг по-китайски В КНР найти свою половинку – большая проблема. Из-за гендерного дисбаланса (мужчин больше, чем женщин, на 31 млн) к 2030 году в КНР более 25% китайцев в возрасте 30–40 лет будут холостяками. Частично решить эту проблему обещает Ван Юй – основатель крупнейшего китайского приложения для знакомств TanTan (90 млн зарегистрированных пользователей). Приложение сильно напоминает популярный на Западе Tinder – в нем тоже пользователю предлагают листать и отмечать приглянувшиеся (свайпать) профили потенциальных партнеров до тех пор, пока не произойдет match (взаимная симпатия). Как соцсети превратились в прибыльный бизнес для создателей и пользователей Но в TanTan есть и уникальные функции – некоторые немного странные. Например, приложение не только показывает расстояние между пользователями, но и на основе истории геотегинга сообщает, сколько раз вы проходили мимо своей возможной пары. Также в TanTan есть функция Flash chat для тех, кто ценит внутренний мир больше, чем внешность. Приложение, используя алгоритмы (сравнивает хобби, предпочтения, интересы, местоположение и так далее), подкидывает двум незнакомцам друг друга, не показывая их фотографии. Пока пользователи не обменяются минимум 20 сообщениями, их фото останутся затуманенными. Несмотря на очевидную полезность, иногда TanTan попадает под санкции. В апреле 2019‑го приложение стало недоступно для скачивания, поскольку, по мнению властей, оно «распространяло порнографию и способствовало проституции». Виртуальное пространство для протестов В современном Китае представить массовую протестную демонстрацию с политическими лозунгами довольно сложно. Свое недовольство властями граждане КНР выплескивают в Weibo – сервисе для микроблогов, изначально походившем на Twitter, но со временем обросшем множеством дополнительных функций. Им пользуются сотни миллионов китайцев, ленты которых регулярно подвергаются цензуре. Власти пристально следят за этой платформой. Оно и понятно: Weibo – самая популярная соцсеть, ежедневное число активных пользователей в сентябре 2019‑го достигло 216 млн (примерно как население Бразилии). Weibo много раз менял дизайн, и хотя изначально китайский сайт для микроблогинга ориентировался на западные аналоги, сегодня он мало чем на них похож. Главная страница отведена под ленту новостей. Тут всплывающая реклама, значки для активных пользователей, особые аватары для VIP-пользователей, фильтры для ленты, рекомендуемый контент, сториз и много чего еще. Людям, привыкшим к Facebook или «ВКонтакте», настолько перегруженный интерфейс очень режет глаз. Есть отдельный раздел, отведенный под видео, – там тоже можно настраивать фильтры для контента. Другой – под самые популярные новости. Хештеги в китайском интернете обособляются решетками (#) с двух сторон, как кавычками, – это из-за того, что между иероглифами нет пробелов, как между словами в неиероглифических языках. Один из самых популярных хештегов сейчас – #Вперед, Ухань! – призван подбодрить жителей эпицентра распространения коронавируса. Кроме этого, в Weibo полно других функций, вплоть до своего магазина товаров и платежной системы. И хотя в Weibo огромное число пользователей, соцсеть потихоньку теряет популярность из-за жесточайшей конкуренции. На пятки ей наступает в первую очередь Bytedance. Приложение Toutiao (аналогом которого в России стал Яндекс.Дзен) со своими 120 млн ежедневных активных пользователей перетягивает блогинг на свою платформу, а самой популярной социальной сетью становится Douyin, известный за пределами Китая как TikTok. TikTok захватил мир, а Douyin – Китай Из всех китайских соцсетей TikTok в наименьшей степени нуждается в представлении за пределами страны. В прошлом году общее количество скачиваний приложения превысило миллиард. Однако в самом Китае TikTok недоступен. Точнее, есть две версии приложения: для граждан КНР и для всех остальных. Если вы пользуетесь TikTok, то вам недоступен контент Douyin, и наоборот. Приложения почти идентичные, за исключением того, что за контентом TikTok не следят китайские власти. Возможной причиной успеха приложения стал отход от принципов традиционных соцсетей, где контент, который видит пользователь, определяют его друзья. Douyin все изменил и отдал формирование того, что видят пользователи сети, на откуп алгоритмам. Открыв впервые Douyin, вы сразу увидите море контента, даже не имея ни одного друга. Чем больше времени вы проводите в приложении, тем лучше алгоритм подбирает для вас контент, руководствуясь тем, какие видео вас заинтересовали (вы их пересмотрели несколько раз, поставили лайк etc), а какие – нет (вы не стали смотреть видео, вышли из приложения). Стержень философии Douyin – подражание. Как это работает? Пользователи делятся 15‑секундными роликами, снятыми с оригинальным звуком или под музыку из библиотеки. После этого другие пользователи начинают делать то же самое, что в первоначальном видео, – так начинаются все бесконечные флешмобы в Douyin. Например, в последнее время в Douyin стало популярно прыгать в слоумо (замедленная съемка) под песню российских исполнителей Tanir и Tyomcha «Между нами провода». Кто задает тренды Исполнители в Китае давно поняли, как быстро композиция становится популярной, если попадет в тренды в Douyin. С распространением приложения по всему миру этим стали пользоваться и западные звезды. Джастин Бибер привлекал популярных влогеров TikTok для раскрутки своего сингла Yummy. В итоге на платформе сегодня 3 млн видео с его песней. Перечислены позитивные стороны суверенного российского интернета Это не первая попытка Бибера набрать популярность через китайские платформы. В прошлом году артист завел официальную страничку в Weibo. Кроме него там еще сидят Аврил Лавин и Том Круз. Но некоторые звезды в Weibo разочаровались. Когда-то там были странички Эммы Уотсон, Бреда Питта и даже нынешнего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона (в ту пору – мэра Лондона), но они их либо удалили, либо перестали вести. Это еще одно напоминание классическим соцсетям о том, что их доминирование не вечно. Этот тревожный звоночек услышал основатель Facebook Марк Цукерберг. Выступая в Джорджтаунском университете, он заявил, что через TikTok «Китай экспортирует свое видение интернета в другие страны». Борьба с китайским конкурентом понятна: аудитория Facebook стареет, молодым социальная сеть не нравится, и они ее покидают. Чтобы остаться на плаву, Facebook не только пытается совершенствовать свои платформы, но и копирует китайские приложения. В прошлом году Facebook запустила приложение Lasso – полную копию TikTok. Однако пока Lasso установили чуть больше 400 тысяч человек, в то время как TikTok – 1,4 млрд, не считая Китая.