Пользователи перестают пользоваться фитнес-браслетами Fitbit, опасаясь слежки Google
Москва, 18 ноября - "Вести.Экономика" После того как Google поглотила Fitbit, владельцы фитнес-трекеров производства этой компании начали массово отказываться от своих устройств. Многие опасаются, что поисковик, получив данные о здоровье и физической активности пользователей, начнет "нацеливать" на них рекламу или делиться информацией со страховщиками. На прошлой неделе стало известно о том, что Google купила корпорацию Fitbit, производящую фитнес-трекеры и другие устройства для здоровья. Покупка обошлась IT-гиганту в $2,1 млрд, (по цене $7,35 за акцию) а с ее помощью Google якобы намерена выйти на рынок носимых гаджетов, чтобы конкурировать с Apple и другими технологическими компаниями. При поглощении по данной цене капитализация Fitbit была оценена в $2,1 млрд. В заявлении Fitbit отмечается, что завершение сделки планируется в 2020 г. Новости о поглощении Fitbit появились незадолго до открытия торгов на фондовом рынке США, на начальной стадии пятничной сессии биржи NASDAQ акции Fitbit выросли на 15% до $7,12 за акцию. Впрочем, рядовые пользователи Fitbit, которых насчитывается 28 млн по всему миру, видят в этой сделке явную угрозу своим персональным данным, передает Guardian. Владельцы гаджетов Fitbit боятся, что теперь Google получит самую интимную информацию об их ежедневном состоянии — от количества пройденных шагов до паттернов дыхания, от фаз сна до менструального цикла. В Google заверили, что собираемые устройствами данные не будут использоваться для таргетирования рекламы. Несмотря на это, многие люди выражают недоверие к политике конфиденциальности данных Google, вспоминая о крупных штрафах, ранее выписанных поисковику властями Евросоюза, и теперь ищут альтернативу трекерам Fitbit. В качестве главного кандидата на замену пользователи обычно называют смарт-часы Apple Watch, передает CNBC. "Я опасаюсь того, что они смогут сделать с данными не только прямо сейчас, а через 10–20 лет, по мере совершенствования их искусственного интеллекта", — рассказал телеканалу бывший обладатель Fitbit Charge 3 Майк Карпентер. Он добавил, что не верит гарантиям Google, так как его данными больше всего заинтересуются компании медицинского страхования, целью которых будет не показ рекламы. "Я приобрел его совсем недавно, и теперь не хочу, чтобы Google буквально следил за каждым моим шагом и биением сердца", — сообщил Дэн Кляйнман, избавившийся от своего Fitbit Versa. "После новостей о покупке вашей компании я намереваюсь продать свой Fitbit и удалить аккаунт, — говорится в твите Тани Джанки, набравшем несколько сотен лайков. — Мне нравится ваш продукт, и я радовалась ему многие годы, но свою приватность я ценю намного, намного больше. Возможность того, что данные будут агрегированы, заставляет меня чувствовать очень некомфортно". В своем официальном заявлении руководство Fitbit утверждает, что пользовательские данные о здоровье никогда не будут переданы Google для персонализации рекламы: «Доверие потребителей имеет первостепенное значение для Fitbit. Строгие принципы конфиденциальности и безопасности были частью ДНК Fitbit с самого первого дня работы, и это не изменить». Но пользователей это не убедило, ведь Google собирает огромное количество информации из своих многочисленных сервисов, и поверить в то, что он упустит такую крупную базу данных, очень сложно. Вопрос безопасности обращения с пользовательскими данными особенно актуален в связи с недавним сообщением о том, что Google сотрудничает с одной из крупнейших систем здравоохранения США Ascension в рамках секретного проекта Project Nightingale по сбору и анализу персональных медицинских данных миллионов американцев в 21 штате. По данным WSJ, база включает результаты анализов, поставленные диагнозы, выписанные лекарства и записи о госпитализации, а также имена и даты рождения пациентов. Фактически поисковик и 150 работающих над проектом сотрудников получают доступ к полным сведениям о здоровье человека. Позднее информацию подтвердила The New York Times, добавив, что есть опасения, что некоторые из работников Google могли частично скачать данные пациентов. Forbes пишет, что база медицинских данных хранится на облачных серверах Google. Внутренние документы свидетельствуют о том, что сотрудники Alphabet имеют доступ к информации о пациентах, в том числе некоторые сотрудники Google Brain, исследовательского научного подразделения, которому приписывают самые крупные достижения компании. Данные из медицинских карт для Project Nightingale поисковик получает благодаря партнерству с крупной медицинской компанией Ascension, работающей в 21 штате и столице страны, Вашингтоне. По данным источников издания, Google разрабатывает сервис, который при помощи технологий искусственного интеллекта и машинного обучения мог бы рекомендовать пациентам индивидуальное лечение. Ascension же нацелена не только на улучшение ухода за пациентами, но надеется получить данные, которые укажут на необходимость проведения дополнительных платных процедур для пациентов. Ascension также стремится получить систему, которая бы работала быстрее, чем существующий децентрализованный электронный учёт. Google (как и другие IT-гиганты — Amazon и Apple) уже несколько лет ищет способы выйти на чрезвычайно прибыльный американский рынок здравоохранения. В прошлом году компания наняла топ-менеджера с опытом работы в медицинской отрасли Дэвида Файнберга для руководства своими разрозненными инициативами. Медицинскими вопросами занимаются сразу в нескольких подразделениях Google и Alphabet, включая Nest, Verily, Calico, DeepMind и Google Fit. Тогда же объявили о планах интегрировать в Google медицинское подразделение ИИ-лаборатории DeepMind с целью создать "ИИ-ассистент для докторов и медсестер". Проект, как отмечает издание, по всей видимости, является "самым крупным" в этой сфере в Кремниевой долине. Amazon и Microsoft также активно занимаются разработками в сфере здравоохранения, но им не удалось добиться таких результатов. В свою очередь некоторые сотрудники Ascension поднимали вопросы о правомерности сбора и передачи данных, пациентов, но эксперты их заверили, что федеральный закон о медстраховании 1996 г. в целом разрешает больницам обмениваться данными с деловыми партнерами, не говоря пациентам об этом, но при условии, что эта информация используется "лишь для того, чтобы помочь упомянутому субъекту исполнять его функции в сфере здравоохранения". В опубликованном уже после выхода статьи в The Wall Street Journal пресс-релизе Ascension объявила о партнерстве с Google. Утверждается, что его цель — "оптимизировать здоровье и благополучие граждан и сообществ, а также создать всеобъемлющий набор цифровых возможностей". Google также подтвердила в блоге, что работает над Project Nightningale. При этом данные пациентов могут быть использованы только для предоставления услуг в рамках партнерства и "не могут и не будут" сопоставляться с любыми данными пользователей Google.