Кузница медийных кадров: «Живому журналу» исполнилось 20 лет
«Как написал блогер в своем ЖЖ», — эту формулировку помнят многие коллеги. LiveJournal, он же «Живой журнал», в свое время стал синонимом гражданской журналистики. Сервис всего на полтора года младше Google и «Яндекса», при этом он старше «Википедии», мессенджеров и социальных сетей. На протяжении десяти лет он был главным социальным медиа в России, пока молодые площадки набирали вес и аудиторию. 15 апреля «ЖЖшечка» отметила свое 20-летие — именно в этот день американский программист-любитель Бред Фицпатрик зарегистрировал доменное имя LiveJournal.com. Через полгода, в ноябре 1999-го, пользователь at опубликовал первый пост на русском, а у платформы появился собственный маскот — козел по имени Фрэнк. Свой первый логотип, автором которого стал Джаретт Хэзер, LiveJournal обрел в 2000 году, а к концу года пользователи уже могут вступать в первые сообщества. В 2001 году начинается новый этап в истории российского сегмента «Живого журнала» — здесь одна за другой зажигаются медийные звезды. Покойный медиаменеджер Антон Носик, дизайнер Артемий Лебедев, блогеры-тысячники Рустем Адагамов, Сергей Доля, Илья Варламов. Многие из блогов переросли платформу и превратились в самостоятельные проекты. Например, Доля ведет собственную передачу на РЕН ТВ, Варламов развивает «авторское СМИ» varlamov.ru и фонд «Городские проекты», а сообщество поклонников здорового питания вышло в офлайн и стало «Школой идеального тела #sekta». Сколько инфоповодов, мемов и культурных/общественных явлений зародилось в «Живом журнале», сейчас не сосчитать. Старожилы вспомнят «лытдыбр», «албанский язык», «ТП» (женщина с низким IQ), «рукопожатный человек», движение «Синие ведерки», фразу «Верните рынду». Рейтинги пользователей, социальный капитал, полноценное медиа «Журнал ЖЖ», регулярные перезапуски и обновления — сервис пережил многое на своем веку. После перезапуска на новом движке с элементами машинного обучения платформа, принадлежащая Rambler Group, продолжает меняться. Команда LiveJournal называет главной целью на 2019 год работу с аудиторией. «Мы следуем двум основным целям: привлечь релевантную аудиторию для авторов журналов, и показать как можно больше интересного контента для наших читателей», — говорит руководитель сервиса Наталия Арефьева. В январе 2019 года "Живой Журнал" перезапустил свою сервисную часть: объединил рейтинги, редакционный проект и каталог свежих постов, создав категоризатор записей с элементами машинного обучения. «Главная задача, которую мы решаем сейчас, привести в блоги авторов адекватную аудиторию, а читателям показать больше релевантного контента. За первый месяц после запуска мы вырастили трафик внутри редакционного проекта в два раза, за счет того, что добавили к рекомендованным редакцией постам популярные записи из рейтинга и категоризированные посты создающиеся в реальном времени», — рассказал операционный директор Сергей Талыков. За 20 лет «Живой журнал» окончательно «обрусел» — в январе 2019 года средняя месячная аудитория сервиса превысила 50 млн пользователей, более половины (33 млн) приходилось на Россию. Освежить историю легендарной блог-платформы можно с помощью юбилейного спецпроекта. Наталия Арефьева, руководитель LiveJournal Я согласна с Генри Фордом в том, что если спросить про потребности, то люди скажут, что им нужна более быстрая лошадь. Мы прислушиваемся к нашим пользователям, но понимаем, что мы должны быть визионерами, чтобы выживать. Нам следует быть такими же смелыми, как Брэд Фицпатрик, который был настоящим перовооткрывателем социального интернета. Мы не хотим замыкать авторов на себя и платформу, хотим оставаться открытыми, но при этом поддеживать авторов. В том числе в смысле заработка. Мы хотим активнее приводить бренды к авторам — сейчас это кажется самым перспективным направлением. Это будет что-то вроде витрины или коммерческого портфолио авторов. Идея сейчас в стадии активной разработки.