Доска объявлений за $4 млрд. Как Avito стал IT-гигантом?

Шведский инвестфонд Vostok New Ventures объявил о намерении продать свою долю в Avito — около 13%. Покупателем выступит российское подразделение Naspers, которому уже принадлежат почти 68% сервиса. Создатели Avito шведы Йонас Нордландер и Филип Энгельберт приехали в Москву в 2007-м. У одного за плечами был успешно созданный в Швеции онлайн-аукцион, другой инвестировал в шведский холдинг, вложившийся в покупку знаменитого справочника «Желтые страницы». Их первый совместный проект, онлайн-аукцион Avitok.ru, не имел успеха, но шведы не отчаялись и решили открыть в России сайт бесплатных объявлений. Хотя на тот момент рынок не был свободным. Например, существовал каталог «Из рук в руки», который запускался в онлайн-формате, были такие конкуренты, как slando.ru. Важным шагом на пути к лидерству для Avito стала атака через телевизор с запоминающимся слоганом «Сколько стоит твой беспорядок?». Под агрессивным натиском конкуренты были повержены. О рецепте успеха Avito рассуждает управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев: Сергей Негодяев управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет инициатив (ФРИИ) «Коллеги, во-первых, наверное, серийные предприниматели, то есть это не команда, которая в первый раз что-то делала, это люди, которые агрессивно привлекали капитал, агрессивно расходовали его на пиар и маркетинг, зная работающие каналы. Это люди, которые уникальны для России, одна из немногих компаний, которая была частично продана по оценке более миллиарда долларов. И это одна из немногих компаний, которая развивалась методом слияний и поглощений, формируя внутри себя уникальную линейку классифайдов, по сути, превращаясь в российского монополиста». Сейчас сервис бесплатных объявлений оценен своим основным владельцем, южноафриканской медиагруппой Naspers, в 4 млрд долларов. Для сравнения, «Яндекс» стоит около 11 млрд, а Mail.ru — около 5 млрд, хотя их аудитория и выручка в разы больше. Кстати, Naspers намерена не только приобрести долю шведского акционера Vostok New Ventures, но и вообще стать единственным владельцем сервиса Avito, который давно перестал быть просто местом продажи подержанных вещей, говорит независимый эксперт Михаил Чеканов: — Это не просто доска объявлений, она генерирует огромное количество трафика на магазины, там действует огромное количество торговцев, и ее обороты можно сравнить с крупнейшими коммерческими площадками, не говоря уже об интернет-рекламе. Количество трафика, которое генерирует Avito, можно сопоставить с ведущими, лидирующими площадками рунета. И этот трафик продает. — У вас есть предположение, почему акционеры продают свою долю? — Можно только предполагать, но обычно такое решение предпринимается исходя из той логики, что на данный момент его доля, как он считает, достигла своей максимальной цены и дальше ее рост будет не таким впечатляющим. Но сейчас по росту доходов сервис объявлений сопоставим с крупнейшими отечественными интернет-компаниями. Как подсчитало РБК, за девять месяцев 2018 года выручка Avito увеличилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, «Яндекса» — на 34%, а Mail.ru Group — 30%. Возможно, одна из причин такого успеха — бум экономики совместного потребления, ведь покупку подержанной кровати на Avito тоже можно назвать шерингом.

Доска объявлений за $4 млрд. Как Avito стал IT-гигантом?
© BFM.RU