Войти в почту

Как Интернет следит за детьми

Джастин Льюис, британец, отец двух малышей в возрасте 4 и 6 лет, решил уточнить — какие сведения собирают сайты в интернете по запросам, поступающим от детей, не достигших 13 лет? Его потрясло, что посещение всего лишь пяти страниц вызвало удивительный каскад из 1871 запросов фоновых данных.

«Сделка с дьяволом»: как Интернет следит за детьми
© Jan Haas/picture alliance/Global Look Press

Платформы управления данными

Конфиденциальность интернет-пользователей подрывается, прежде всего, так называемыми платформами управления данными (DMPs), которые объединяют все детали и всю информацию, которые мы оставляем после каждого посещения Интернета. Это похоже на наши справочные карточки в библиотеке: DMPs готов представить полные профили о каждом из нас — что угодно, от прозвищ домашних животных до почтовых кодов. Интернет-гиганты, такие как Google, разработали своё собственное программное обеспечение для миграции данных пользователя. Это позволяет эффективно идентифицировать вас на любом устройстве, которое вы используете, в любом месте, и «преследовать» вас с целевой рекламой, настроенной настолько точно, что от этого становится жутко. Особенно страшно, когда атакам со стороны Интернета подвергаются дети.

Предмет исследования

Что ваш мальчик или девочка вытворяют в сети? Возможно, они слишком маленькие, и поэтому, крайне редко, вы позволяете им запускать YouTube на своем iPad или посмотреть на мобильном телефоне «Свинку Пеппу» — совсем недолго, всего пару минут, пока вы выгружаете покупки, запускаете посудомоечную или стиральную машину. Или, может быть, они немного старше. Не совсем подростки, но уже в том возрасте, когда увлечены строительством в онлайн-игре Minecraft. Или, возможно, им 13 лет, и они только что открыли свой первый аккаунт в Instagram и делятся фотографиями с друзьями. Где же подвох?

Все эти сайты утверждают, что развлекают, а не эксплуатируют детей. В конце концов, сбор любой информации, которая может считаться идентифицирующей личность ребенка в возрасте до 13 лет (до 16 в некоторых странах), в настоящее время является незаконным — это нарушение нового закона ЕС о защите данных детей, который вступил в силу в мае 2018 года. Большинство популярных сайтов теоретически устанавливают возрастные ограничения. Google, которому принадлежит YouTube, пишет, что «для входа на YouTube у вас должен быть аккаунт Google, соответствующий минимальным возрастным требованиям» — для Великобритании это возраст 13 лет. Но при этом пользователю не нужно регистрироваться. И когда ваши дети настраиваются на Peppa Pig, Minecraft, Instagram или Twitch, сколько же на самом деле информации о них собирается?

«Чтобы узнать это, я решил провести простой эксперимент, чтобы как родителю двух мальчиков, четырёх и шести лет, получить чёткое представление о том, что делают основные технические платформы во время стандартных цифровых путешествий юных пользователей интернета — от малышей до подростков, — пишет Джастин Льюис на страницах The Telegraph. — Так я оказался в зале заседаний в центре Лондона вместе с Диланом Коллинзом и Джошуа Велем, генеральным директором и техническим директором SuperAwesome — британской компании, которая производит цифровые технологии «kid safe» (защита детей)».

Запрос на Свинку Пеппу

Веле познакомил Льюиса с «Чарльзом» — частью программного обеспечения, которое способно отслеживать поток данных между устройствами в интернете, прежде чем перейти на YouTube на смартфоне. «Чарльз» показал запрос, сделанный его устройством, последующее подключение к YouTube и передачу видеоданных обратно. При этом выяснилось, что данные были переданы таким образом, чтобы Google могла точно идентифицировать пользователя ещё до того, как он вошёл в YouTube. Задействован при этом был, прежде всего, IP-адрес — уникальный идентификационный код любого устройства в интернете. Данные о том, как вы получаете доступ к интернету — какой браузер, какая операционная система и так далее — часто могут быть настолько детальными, что легко идентифицирует вас.

В эксперименте Льюиса, пока отправлялся запрос на Свинку Пеппу, множество других запросов втихую делались в фоновом режиме.

«Я вижу, что разные идентификаторы были отправлены, — говорит Веле, указывая на цифры, отображаемые „Чарльзом“. — Я вижу DSID — это метод Google для кросс-таргетинга на устройстве, который идентифицирует меня вне зависимости от того, захожу ли я со своего компьютера или использую свой телефон или что-то ещё. Этот метод способен соотнести все эти данные».

Пока Веле излагал всё это, запросы данных были сделаны более чем в 20 других доменах за пределами YouTube, что стало сигналом для поставщиков услуг онлайн-рекламы. Затем Веле последовательно посетил Minecraft, Instagram и Twitch; всего трое мужчин просмотрели пять сайтов за 54 минуты. Но эти пять просмотров вызвали удивительный каскад из 1871 (!) фоновых запросов — более 34 в минуту — на рекламные серверы, DMPs и так далее.

Защитить несовершеннолетних

Cookies, маяки, пинги, трекеры: существует целый лексикон, чтобы описать способы интернет-компаний сбора данных о пользователях и использовать их, чтобы заработать деньги. В сети созданы профили не только взрослых, но и детей, хотя наблюдения за тем, как они перемещаются с сайта на сайт, являются незаконными. Впрочем, большинство из специалистов по безопасности считают, что принятый не так давно в ЕС закон о защите данных несовершеннолетних не имеет смысла, поскольку не исполняется.

Макс Шремс, успешный адвокат, говорит, что существует целая «культура неисполнения». Речь идёт о штрафах, которые выписывают интернет-гигантам за интернет-слежку за детьми.

«Индустрия поняла, что может делать всё, что хочет», — говорит Шремс.

Адвокат подал жалобы на действия таких компаний в Австрии, Франции, Бельгии и Германии. Цель жалоб состоит в том, чтобы составить иск против интернет-компаний за незаконный сбор данных и оштрафовать их. В настоящее время, говорит Шремс, «наказание за нарушение правил парковки более строгие, чем в случае нарушения вашего основного права — на неприкосновенность частной жизни».

Родителей, «отпускающих» своих детей в Интернет, должна насторожить активность рекламщиков: бюджеты на цифровую рекламу, ориентированную на детей, растут на 25% в год, и, по прогнозам, в следующем году составят почти £1 млрд (примерно 87 мрлд рублей). И даже если будет создан особый, специальный Интернет для детей, где сведения о них не станут собирать ради получения прибыли, то почему эти дети, вырастая, должны терпеть эксплуатацию приватных сведений? Конечно, это часть обмена информацией, ставшей основополагающим моментом для роста интернета — так называемые, личные данные для бесплатных услуг.

«Этот обмен данными соткал всю ткань интернета, — говорит Коллинз. — Но это была сделка с дьяволом, и теперь мы пожинаем её плоды».