Войти в почту

Как Китай растит патриотично настроенных подростков, не знающих Google, Facebook и Twitter

18-летний Вей Дионг живет в китайском городе Лючжоу. Он любит баскетбол, хип-хоп и голливудские фильмы о супергероях. В 2020 году парень планирует поступать в колледж в Канаде и изучать химию. Вей — типичный китайский подросток: он никогда не слышал о Google или Twitter. Однажды он что-то слышал о Facebook. «Это что-то похожее на Baidu?» — спросил он, имея в виду популярную китайскую поисковую систему. Источник: New York Times В Китае растет поколение, которое пользуется другим интернетом, отличным от остального мира. За последнее десятилетие в Китае заблокировали Google, Facebook, Twitter, Instagram и тысячи других иностранных сайтов. Взамен появились новые, выполняющие такие же функции, но уже подвергшиеся цензуре. Сейчас в Китае уже можно увидеть плоды такой политики. Многие молодые люди вообще не знают, что такое Google, Twitter или Facebook. Между ними и такими же подростками других стран образовывается огромная пропасть. Они выросли на китайских приложениях и онлайн-сервисах и даже не заинтересованы в том, чтобы узнать, что было подвергнуто цензуре. Это позволяет Пекину строить альтернативную систему ценностей, которая конкурирует с западной либеральной демократией. Тенденция становится популярной. Сейчас Китай экспортирует эту модель в другие страны: Вьетнам, Танзанию и Эфиопию. Такие результаты противоречат тому, что ожидал Запад. В 2000 году президент Билл Клинтон говорил, что распространение интернета сделает Китай более открытым обществом, как в Соединенных Штатах. «В новом столетии свобода будет распространяться по мобильному телефону и кабельному модему», — утверждал Клинтон. Но для западных интернет-гигантов урвать кусок от китайского рынка стало трудной задачей. Коммунистическая партия Китая четко продемонстрировала, что она пойдет по пути жесткого идеологического контроля. В начале этого года интернет-регулятор Cyber Administration of China заявил, что отозвал лицензии более чем у трех тысяч сайтов. Тем не менее американские интернет-гиганты все еще стараются. Google работает над цензурной поисковой системой для китайских пользователей смартфонов. Но только в том случае, если правительство даст добро. А Facebook получил разрешение на открытие филиала в провинции Чжэцзян, чтобы быстрее договориться с китайскими властями. Но даже если западные сайты и приложения попадут на китайский рынок, они могут лицом к лицу встретиться с безразличием молодежи. Двое экономистов из Стэнфордского и Пекинского университетов провели опрос среди китайских студентов. Тысяче студентов выдали инструменты для обхода цензуры. Выяснилось, что половина опрошенных ими не воспользовалась, а вторая половина воспользовалась, но на заблокированные иностранные сайты не заходила. «Наши результаты свидетельствуют о том, что цензура в Китае эффективна не только потому, что затрудняет доступ к информации, а в первую очередь потому, что способствует созданию условий, при которых гражданам эта информация не нужна», — заявили эксперты. Это непохоже даже на тех, кто родился в Китае в 1980-х. Многие из них были повстанцами по натуре. Одним из самых известных был блогер Хан Хан, который подвергал сомнению политическую систему и традиционные ценности. Он продавал миллионы тиражей своих книг, а на Weibo (китайском Twitter) на него были подписаны 40 миллионов человек. Среди нынешних 20-летних таких людей уже нет. Даже Хан Хан, которому сейчас 35, уже не такой, как прежде. В основном на Weibo он пишет о своем бизнесе, создании фильмов и автомобилях. В марте 2018 года по итогам опроса 10 тысяч пользователей социальных сетей, которые родились после 2000 года, восемь из десяти опрошенных сказали, что Китай сейчас переживает свое лучшее время или ежедневно становится еще лучше. Такой же процент опрошенных заявил, что оптимистично настроен относительно своего будущего. 28-летняя Шень Янан называет себя патриотично настроенной, оптимистичной и общительной. Она работает на сайте по продаже недвижимости. Девушка считает, что Китай великая страна, и старается делать все, чтобы сделать ее еще сильнее. Ежедневно Шень смотрит южнокорейские телесериалы на своем смартфоне, новостных приложений у нее нет, потому что политикой она не интересуется. Несколько раз она ездила в Японию, где пользовалась картами Google, больше на заблокированные сайты она не заходила. «В китайских приложениях есть все необходимое», — говорит она. Подруга Шень, 28-летняя Чжу Юньцин, говорит, что два-три часа в день проводит в приложении Tik Tok, где смотрит короткие смешные ролики. Иногда она читает новости в приложении Jinri Toutiao, но замечает, что многие страны втянуты в войну или там творятся беспорядки. «Китай намного лучше», — заявляет девушка. 14-летний Вэнь Шэнцзянь хочет стать рэпером. Он боготворит Дрейка и Канье Уэста. Вэнь заметил, что американские рэперы часто говорят о социальных проблемах, а иногда даже критикуют политику. Но, по словам парня, в Китае такого быть не может, потому что это развивающаяся страна и она нуждается в социальной стабильности. Это как раз и есть та линия, которую гнет коммунистическая партия в СМИ и школьных учебниках. Вэнь говорит, что знает такие названия, как Google, Facebook, Twitter и Instagram. Но друг его отца рассказал, что сайты заблокированы по причине того, что часть их контента не подходит для развития китайского социализма. «Мне такие приложения не нужны», — говорит Вэнь. Когда молодые китайцы приезжают за границу, им приходится сталкиваться с совершенно другим интернетом. Так случилось с 23-летним Перри Фенгом, который приехал в Сидней изучать маркетинг. Переехав, парень узнал о таких сайтах, как Google, Facebook, YouTube и Snapchat. Когда Фенг приезжает в Китай к родителям, ему тяжело без Google. К тому же ему приходится отвыкать читать новости, потому что его родители против. «Китайские приложения становятся бесполезными, как только вы выезжаете за границу».

Как Китай растит патриотично настроенных подростков, не знающих Google, Facebook и Twitter
© BigPikcha.ru