Социальные сети копаются в нашем сознании: как это возможно
Похоже, популярные мобильные приложение Facebook и Instagram нас подслушивают и рекламируют нам то, о чем мы говорим. Предположение, которое поначалу казалось случайным совпадением или легкой формой паранойи, находит все больше подтверждений у пользователей смартфонов по всему миру. Похоже, за нами следят. Cама компания Facebook, которой принадлежит и приложение Instagram, от общения с нашей программой на эту тему отказалась. Буря в сетях поднялась после того, как американский блогер Нэвил Блэк провел видео эксперимент. Целый день рядом c телефоном разговаривал с женой про кошачий корм. И сработало! Кошек в семье никогда не было, поисковых запросов на эту тему никто не делал. Но на вторые сутки приложение Facebook предложило супругам аппетитную трапезу для питомца. Ролик вызвал шквал аналогичных историй. Через час после предложения руки и сердца на смартфоне — реклама свадебных товаров. Не успели в семье обсудить, что ковер грязный, а матрас хорошо бы заменить, день спустя телефон пестрит матрасами и чистящими средствами. А если положить аппарат рядом с испаноязычным радио — реклама будет на испанском. Практически анализировать речь миллионов пользователей сложно и дорого. Но теоретически это возможно. "Если при установке пользователь дал права на работу с микрофоном, то технически, разумеется, приложение, звук слышать может, — поясняет антивирусный эксперт "Лаборатории Касперского" Денис Легезо. — Принятие такого соглашения дает, в принципе, право передать не только команды, то есть юридически можно при этом еще что-то для контекстной рекламы собирать". "Учитывая то, с какими объемами информации работают Facebook, или Google, или Apple каждый день, и собственно бизнес этих компаний, — это во многом продажа рекламы, точечной, отаргетированной, — добавляет директор отдела по работе с частными клиентами Group-IB Руслан Юсуфов, — поэтому неудивительно, что вот такого рода технологии внедряются". "Анализ живого аудио — это очень серьезная задача, и по вычислительной мощности, и по ресурсам алгоритмическим, которые для этого необходимы, — говорит в свою очередь руководитель направления "Инновации и цифровые технологии МШУ Сколково" Владимир Коровкин. – Считать, что рекламный искусственный интеллект управляет миром? Еще лет 30 точно так не будет". И, тем не менее, неприятно, когда реклама знает о нас слишком много. Иногда она буквально читает наши мысли. И предлагает то, о чем мы даже не говорим, а еще только думаем. Как себя защитить? Вариантов два: либо смириться, что за цифровые блага надо платить, либо освоить несколько простых приемов. Для защиты от прослушки можно удалить подозрительное приложение, заклеить камеру и микрофон. Если модель телефона позволяет — вынуть аккумулятор. Или вообще расстаться со смартфоном и вернуть старый добрый кнопочный аппарат. Кстати, сам владелец Facebook цифровую гигиену соблюдает: если приглядеться, на ноутбуке Цукерберга камера и вход для микрофона заклеены скотчем.