Борьба за facebook.ru: компания Цукерберга хочет отобрать домен у «Золотой короны»
Facebook Inc., которой руководит Марк Цукерберг, требует безвозмездно передать ей домен facebook.ru, который занимает платежная система «Золотая корона». Последняя принадлежит акционерному обществу «Центр финансовых технологий» (ЦФТ). Американская корпорация просит российскую компанию отдать домен до 30 сентября. При этом до 6 сентября ЦФТ должна сообщить о результатах рассмотрения претензий. В Центре финансовых технологий говорят, что приобрели домен в 2005-м — за три года до того, как соцсеть появилась в России. За 12 лет вопросов от Facebook Inc. по поводу домена не поступало. Поскольку добровольно от использования домена в ЦФТ до сих пор не отказались, Facebook Inc., возможно, придется отстаивать право на него в суде. На какую компенсацию может рассчитывать корпорация? Отвечает деловой партнер компании «КСК групп», адвокат Екатерина Тиллинг: Екатерина Тиллинг деловой партнер компании «КСК групп», адвокат «Законодатель предусмотрел совершенно определенные и понятные правила для расчета размера компенсации, которую можно требовать от нарушителей исключительных прав на товарный знак, в частности. Это фиксированная компенсация, которая не связана с убытками в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей, но размер компенсации должен быть в обязательном порядке все равно подтвержден, обоснован стороной, которая такую компенсацию требует. И суд сам, исходя из материалов дела, по сложности правонарушения определяет размер той компенсации, которую в итоге получает правообладатель. Еще способ — это двойная стоимость лицензионного вознаграждения, если бы между лицами был заключен лицензионный договор, и предполагалось бы добросовестное использование данного товарного знака. В моей практике тоже такие дела были: домен mercedes.ru, домен escada.ru, достаточно известный спор по доменному имени google.ru, mosfilm.ru, kamaz.ru. Когда администратор доменного имени выбирает для себя обозначение, которое регистрирует в качестве домена, он, естественно, не может не знать о том, что существуют компании Mercedes, Volkswagen, Google, Facebook и так далее». Случаи, когда крупные компании пытаются отсудить свои доменные имена, не редкость, говорит генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев. — Есть понятие «киберсквоттинг», когда определенные лица выкупают красивые имена, красивые домены и потом пытаются их впарить всем, кому не лень, либо продать за очень дорого правообладателям. Стоимость подобных доменов может доходить до миллиона долларов, поэтому компании пытаются судиться, законным способом, не вкладывая особо больших денег, отобрать эти домены. Сам бизнес по этому пути редко идет, то есть в данном случае даже удивительно, зачем «Золотой короне» нужно было создавать этот домен. Возможно, какой-то системный администратор, когда работал там, зарегистрировал на компанию. То есть сомнительная регистрация, некая искусственная накрутка посещаемости, которая к реальным продажам, скорее всего, не приведет. — Как вы думаете, Facebook спохватился только сейчас потому, что это сейчас возникло только? — Сложно сказать, скорее всего, пытаются полностью подстроиться под нормы российского законодательства, которые принуждают их вести бизнес в России, имея российские представительства, российские домены. Я помню, была ситуация с Microsoft, с microsoft.ru, если не ошибаюсь, который принадлежал какому-то физическому лицу, и они очень долго судились. В конце концов, отсудили. Прецеденты, когда Facebook Inc. выкупала домены, уже были. В 2010 году соцсеть приобрела у American Farm Bureau Federation доменное имя FB.com за 8,5 млн долларов.