Социальные сети получают информацию даже о тех, кто ими не пользуется

Отказ от регистрации в социальных сетях вовсе не означает, что конфиденциальность человека защищена. Исследование Давида Гарсии из Швейцарской высшей технической школы Цюриха показывает, что алгоритмы соцсетей позволяют узнавать некоторую информацию даже о тех людях, кто ими не пользуется — через данные их ближайшего окружения. К примеру, социальная сеть получает доступ к списку контактов своих пользователей, в котором в свою очередь могут оказаться и люди, не зарегистрированные на сайте. Этот феномен получил название «теневого профиля»: у вас есть условный профиль в соцсетях, даже если вы там не регистрировались или регистрировались, но не давали согласия на получения данных о вас. Так как компаниям, владеющим социальными сетями, невыгодно признавать наличие этого феномена, Давид Гарсия использовал для доказательства метод под названием интернет-археология. Метод предполагает изучение «следов» уже не существующих сайтов. В данном случае ученый исследовал прекратившую работу социальную сеть Friendster. Его задачей было показать, насколько информация от ее пользователей пригодна для предсказаний о других людей, не регистрировавшихся на сайте. В исследовании рассматривалось два фактора: сексуальная ориентация и статус в отношениях людей, не зарегистрированных в сети, но отмеченных в контактах у пользователей. Именно их компьютер предсказывал на основе имеющихся данных из контакт-листов пользователей Friendster. Частота предсказания и того и другого фактора оказалась статистически достоверна, так как проверка с помощью трех других статистических методах дала сходный прогноз. Автор работы отмечает, что таким образом проблема защиты персональных данных выходит за пределы работы с конкретным человеком, ее возможно решить только на уровне общества и государства в целом. Статья о результатах исследования опубликована в журнале Science Advances. Впрочем, у социальных сетей есть и положительная сторона. Так, недавно ученые из Америки и Германии выяснили на примере Facebook, что чем больше людей пользуются социальными сетями, тем ниже уровень коррупции.

Социальные сети получают информацию даже о тех, кто ими не пользуется
© Чердак