Битва за YouTube: удалось ли Усманову победить Навального в соцсетях
31 мая Люблинский суд Москвы удовлетворил иск миллиардера Алишера Усманова к оппозиционеру Алексею Навальному и Фонду борьбы с коррупцией, обязав политика удалить фильм-расследование о премьер-министре Дмитрие Медведеве «Он вам не Димон». Оппозиционер уже заявил, что не будет этого делать. Завершению судебного процесса предшествовали заочные дебаты бизнесмена и политика, развернувшиеся в интернет-пространстве. Миллиардер решил сыграть на поле оппонента, примерить на себя роль видеоблогера и записал два обращения к Навальному, а затем и вовсе организовал конкурс мемов по мотивам своих выступлений. По сообщению администраторов страницы, на данный момент на конкурс прислано уже более 3600 работ. Как на полемику отреагировали социальные сети и СМИ, кому из противников удалось собрать больше лайков и репостов и стал ли Усманов по-настоящему популярным блогером, разобрался Forbes. В исследовательской компании Ellect-Assis по просьбе Forbes изучили реакцию пользователей соцсетей на выступления оппонентов. Руководитель компании Виталий Ермолаев проанализировал, насколько популярны были посты бизнесмена и политика, размещенные каждым из них в соцсетях 18 и 24 мая. Слишком много дизлайков Для сравнения были взяты аккаунт Навального в Facebook (где посты оппозиционера вызывают наиболее живую реакцию, нежели в других соцсетях) и аккаунт Усманова во «ВКонтакте» (пока что это единственная соцсеть, где зарегистрирован миллиардер). Помимо традиционных метрик (лайки, дизлайки, перепосты, просмотры, подписчики), была проанализирована посещаемость страниц героев исследования в «Википедии», рассчитан ER (индекс вовлеченности подписчиков в контент автора) и уровень одобрения (характеризует, насколько лояльно подписчики относятся к данному посту и к автору). Успешность выступлений Усманова в соцсетях подтверждают и данные аналитической компании Mindscan, по просьбе Forbes проанализировавшей реакцию медиа и интернета на выступления обоих спикеров. Аналитики отмечают, что при наличии всего 14 000 подписчиков на странице Усманова некоторые записи на странице имеют более 10 000 пользовательских реакций (лайки и репосты) и более 370 000 просмотров. При этом сам видеоролик с первым обращением Усманова просмотрен более 3,3 млн раз. Однако со стороны Навального последовали обвинения в адрес Усманова в накрутках с использованием «ботов». Обвинения были основаны на том, что показатели просмотров и реакций увеличивались неправдоподобно быстро. Упоминаемость в СМИ: рост в 7 раз По словам экспертов, с точки зрения упоминаемости в СМИ распространение конфликта между Усмановым и Навальным также успешнее сказалось на популярности предпринимателя. Так, за двухнедельный период распространения видеороликов с взаимными обвинениями с 18 мая Усманов был упомянут в различных СМИ более 7 000 раз, а за предшествующие 2 недели — всего около 1 000 раз. В то же время популярность Навального изменений почти не претерпела: как в рассматриваемый период, так и за 2 недели до этого было размещено около 18 000 публикаций с его участием. Таким образом, несмотря на более чем двукратное лидерство Навального по общему количеству упоминаний, налицо взрывной рост интереса СМИ к фигуре Усманова, подчеркивают в Mindscan. На популярности политика конфликт почти не сказался в связи с большим количеством информационных поводов с его участием и вне этого конфликта (открытие предвыборных штабов по всей стране, инцидент с зелёнкой, собственные видеоролики и пр.), поясняют эксперты. Пик популярности упоминаний Усманова и Навального приходится на одни и те же даты: 18 и 24 мая — дни публикации видеороликов бизнесмена, 30 мая — дата первого судебного заседания по иску Усманова к Навальному. Таким образом, конфликт получил весьма значительное освещение в СМИ, в первую очередь, в электронных. Успех в «Яндексе» Существенный рост интереса к персоне Усманова отображается и в статистике интернет-поисковиков: так, популярность Усманова в «Яндексе» выросла в 4 раза по сравнению с прошлыми месяцами (с 60 000 до 240 000 показов в неделю), а количество запросов «Навальный» осталось на том же уровне, что и до обмена видеороликами, продолжают в Mendscan. При этом тема «Видео Усманова и Навального» является единственной, по которой пользователи «Яндекса» активно составляли запросы, касающиеся бизнесмена. Ранее эти две фамилии одновременно пользователи почти никогда не запрашивали, исключением является некоторый рост популярности таких запросов в апреле. Таким образом, данные поисковика показывают, что тема принесла больше успеха Усманову. При этом, как и в случае с упоминаниями в СМИ, по абсолютным значениям Навальный лидирует более чем вдвое, имея более миллиона показов за месяц. «В связи с вчерашним решением суда следует ожидать новый всплеск упоминаемости обоих героев конфликта во всех видах медиа, а также рост количества негативных комментариев. Наверняка появятся и новые видеоролики, вряд ли конфликт окажется исчерпан так быстро», — прогнозируют