В Екатеринбурге мужчину "оживили" по решению суда
Из-за процедурной ошибки жителю Екатеринбурга пришлось через суд доказывать, что он не умер и имеет право на юридическое "воскрешение".
Еще весной прошлого года в городской многоэтажке был обнаружен труп. Устанавливать личность пришлось с помощью свидетелей - документов, которые раскрыли бы точные данные человека, не было обнаружено. Как того требует дело, сотрудники полиции опросили свидетелей. Один из них признал в погибшем своего друга по имени Николай. И так как смерть не носила криминального характера, уголовное дело не возбуждалось, а представитель Следственного комитета оформил необходимые документы и направил их в бюро судмедэкспертизы, а оттуда данные ушли в загс. Ошибка вскрылась лишь тогда, когда полиция получила итоги экспертизы отпечатков пальцев. Оказалось, что они принадлежат другому человеку. Но было поздно: в загсе уже успели внести свежую информацию - Николай умер.
Мужчина, кстати говоря, в тот момент ничего не подозревал и находился в другом городе. Правда, спустя время его банковские карты и счета оказались заблокированными. Пропал и аккаунт на "Госуслугах". Живой человек оказался бесправным. Он не мог обратиться в больницу, жениться и оформить отцовство. Бесфамильному лицу теперь не начисляли зарплату. Пришлось срочно брать отпуск за свой счет.
Николай обратился в Ленинский районный суд Екатеринбурга, в иске он просил внести изменения в документы, а также компенсировать моральный вред. Держать ответ по исковому заявлению пришлось сотрудникам отдела загса Екатеринбурга и Следственного комитета России. В качестве компенсации морального вреда Николай просил с каждого ведомства по 177 тысяч 500 рублей. Такую сумму мужчина обосновал душевными страданиями.
"Увидев могилу со своими данными, испытал физическую боль в грудной области. Так описал свои страдания истец в суде", - уточнили в пресс-службе судов Свердловской области.
В суде сотрудники Следственного комитета пояснили, что первоначальную фактуру - личные данные погибшего - установила полиция. На этом основании ведомство просило отказать в удовлетворении иска. Представитель загса, в свою очередь, пояснил, что их структура сработала без нарушений: сведения внесены в реестр на основании документа, который предоставил следователь.
Суд постановил, что именно сотрудник СК, действующий как должностное лицо, принимал окончательное решение при составлении постановления и не принял своевременных мер к надлежащей идентификации личности умершего. Это и привело к таким печальным последствиям: длительное время Николай не мог воспользоваться имущественными и личными правами гражданина, приобретенными им от рождения и гарантированными Конституцией.
В итоге Следственный комитет России обязан выплатить "воскресшему" мужчине 50 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. А отдел загса Екатеринбурга обязан изменить актовую запись о смерти от 4 апреля 2024 года, изменив фамилию и имя истца на "Неизвестный".
"За мою 37-летнюю практику подобные истории возникали не раз. В наше время известны случаи, когда заложниками бюрократической волокиты становятся люди, которые длительное время числились без вести пропавшими, в том числе это и военнослужащие ребята. На сегодня личность погибшего идентифицируется не только по отпечаткам пальцев, но и по ДНК. Почему этого не было сделано? Или просто не дождались результатов экспертиз? - рассуждает президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игорь Упоров. - Самое печальное, что ускорить процедуру "воскрешения" никак нельзя, человеку придется пройти все инстанции: загс не может внести изменения без решения суда. У него нет таких полномочий. Поэтому самый эффективный метод отменить решение следователя - прямиком идти в районный суд".