«Дороги нужно делать чистыми руками», считают в ФСБ Челябинска
Представители ФСБ продолжают жесткую зачистку в Миндортрансе Челябинской области. 17 декабря были задержаны еще трое: заместитель начальника отдела правового обеспечения и закупок правового управления министерства Эмиль Фаткулин, руководитель отдела по развитию и организации дорожной деятельности Дмитрий Чупахин, бывший главный специалист службы планирования закупок управления дорожного хозяйства Миндора Яна Богданова.
Задержания прошли в рамках расследования уголовного дела экс-министра Алексея Нечаева, задержанного в феврале 2025 года. По этому делу также были ранее задержаны предшественник Нечаева на посту министра Дмитрий Микулик и еще ряд лиц из числа чиновников и представителей компаний в сфере дорожного строительства. Челябинцы шутят, что скоро в Миндортрансе области не останется сотрудников.
В этом громком деле о растрате бюджетных средств ключевую роль следователи отводят семье Вильшенко, которая во время губернаторства Бориса Дубровского владела главными дорожными компаниями Челябинской области – «Южуралавтобаном» и «Южуралмостом». Стоит упомянуть, что Вильшенко-старший до периода предпринимательской деятельности в свое время возглавлял отдел ФСБ в Златоусте. Так что чекисты расследуют деятельность в том числе бывшего коллеги.
Вильшенко-младший сейчас скрывается за границей. Он, по версии следствия, вывел на счета аффилированной организации без малого 3 миллиарда рублей, выделенных из бюджета на строительство дорог.
Есть предположение, что в дальнейшем это уголовное дело переквалифицируют на более тяжкий состав.
Ранее «Свободная Пресса» сообщала, что «король дорожных подрядов» в Челябинской области уже получил свой срок. За этим уголовным делом последователи другие дела в отношении дорожных подрядчиков.
Бывший сотрудник МВД Владимир Филичкин (в челябинском ОМОНе был старшим группы захвата), работавший позднее также старшим помощником прокурора Челябинской области, в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» сразу напомнил, какая серьезная «группа товарищей» работала в Челябинской области на расхищении дорожного бюджета. И похоже, продолжает работать по сей день:
– Многие за отдельными событиями не представляют себе картины в целом. Преподносят отдельные задержания и аресты, просто, как вырванные из общей цепочки события. И это вызывает массу вопросов у населения, не понимающего сути происходящего.
«СП»: А в чем суть происходящего?
– Бенефициары за хорошие откаты добивались передачи контрактов армянской ОПГ. И те осваивали бюджетные средства, строя при этом некачественные дороги. Такая схема. По моей информации и ОПГ «Артаковские» тоже могла иметь отношение к вышеуказанной схеме.
А обычный предприниматель в сегодняшней России – человек, как правило, ущемленный. Тем более, когда все «жирные» и «вкусные» контракты отдаются вполне определенным лицам, имеющим доступ к бюджетной кормушке.
«СП»: Началось все, видимо, еще при губернаторе Дубровском, который досрочно ушел в отставку именно после того, как антимонопольная служба публично обвинила его в сговоре по дорожным контрактам…
– Когда Борис Дубровский был губернатором, под управление Дубровского-младшего перешла компания «Синай», получившая большое количество госконтрактов, связанных с масштабными проектами: строительством жилья и соцобъектов, дорог, производством стройматериалов и управлением недвижимостью.
Всего на имя Александра Дубровского, сына губернатора области, еще в начале 2019 года было записано 22 компании.
«СП»: Но теперь-то можно говорить, что пришел конец этническим ОПГ, расхищавшим деньги, выделенные на строительство и ремонт дорог?
– Нет. Знакомый предприниматель, у которого тоже компания по строительству дорог, жалуется, что по-прежнему их не допускают к участию в аукционах. Вы просто не представляете, какой это спрут.
Кто-то из состава ОПГ пошел во власть, кто-то в органы, кто-то оседлал дорожное строительство и общепит, сеть придорожных кафе. Там огромные деньги крутятся. При этом нарушается технология того же дорожного строительства.
Вместо дорогой щебёнки массово используется шлак с металлургических предприятий. Он дешёвый, но рыхлый. Вместо битума мажут мазутом. Кто потом разберет? Если уменьшить слой асфальта на пару сантиметров, никто и не заметит. А экономия себе на карман получается грандиозная. И ведь все знали, что происходит. Но только теперь вдруг взялись за ОПГ.
В день вышеуказанного задержания трех чиновников автор этих строк обедал в небольшом ресторане в центре Челябинска. За соседним столиком суровые челябинские предприниматели довольно громко обсуждали ход исполнения госконтрактов. Насколько можно было судить, у этих людей выстроены отношения с властью.
Звучали данные про километры дорог, крупные суммы контрактов. Собеседники отмечали: «Есть политические задачи. Всё отработано, всё придумано». Один из них напомнил партнеру: «Я ж тебе писал., Дима, сколько тебе надо? К концу года бабки будут у тебя и у меня. Но этот промежуток времени еще прожить надо. Надо людям зарплаты платить. Набери там (была названа фамилия). Он нам должен».
Партнер задал встречный вопрос: «Перед Новым годом бабок навалят. А что с НДС?»
Первый собеседник уверенно сказал: «Никто кидать не собирается». Когда речь зашла о «своем интересе», прозвучало замечание: «35 от прайса самый минимум. Но каждый случай индивидуален».
Интересно, что собеседники коснулись и действий правоохранителей: «Опера, которые обыски проводят, даже не знают, куда едут. Но тебе бояться нечего». И когда второй участник беседы спросил, откуда такая уверенность, первый уточнил: «Я унес информацию туда и сюда. Поэтому не парюсь». Также звучали данные о том, что ФНС у какой-то из компаний-конкурентов заблокировала на счете 37 млн рублей.
Генпрокуратура недавно запустила масштабную ревизию работы Росавтодора. На этом фоне возникло и челябинское дело. Но за формальной проверкой контрактов, похоже, скрывается нечто большее. Подрядчики, связанные с этническими ОПГ, годами контролировали строительство дорог в разных регионах страны.
Однако теперь они оказались в центре внимания правоохранителей. Видимо, идет системная зачистка, направленная на перераспределение миллиардов «дорожных» рублей в пользу лояльных власти структур. Которые в то же время могут обеспечить более качественное исполнение госконтрактов.