Громкий процесс по «кладбищенскому делу» начался в Сочи: что говорят обвиняемые и их жены
В Сочинском городском суде начались первые слушания по уголовному делу, которое в СМИ уже окрестили «делом кладбищенской мафии». На скамье подсудимых — бывший советник экс-мэра Сочи по финансово-экономическим вопросам Родион Пищур, сотрудники администрации и местных кладбищ. Им инкриминируют создание ОПГ и организацию масштабной схемы по продаже мест для захоронений.
По версии следствия, команда под руководством Пищура, превратила последнее пристанище сочинцев в источник колоссального дохода. За предоставление «престижных» участков на городских погостах с родственников усопших брали от 100 тыс. до 3 млн рублей. Всего по делу проходит 79 эпизодов получения взяток, общая сумма незаконных доходов оценивается в 19,6 млн рублей.
Голоса из-за решетки: от отрицания до отчаяния
На первом заседании суда прозвучали не только сухие юридические формулировки, но и живые, полные эмоций голоса обвиняемых и их близких.

Родион Пищур, экс-советник мэра, держался стойко, периодически общаясь с адвокатом. Отвечая на вопрос журналиста «Кубань Информ» о существовании «ритуальной ОПГ», он категорично заявил: «Это домыслы». Надежду он возлагает исключительно на правосудие:
«Я очень надеюсь, что суд во всем разберется. Что касается крупных сумм денег, изъятых при обысках, они совершенно от другой деятельности, абсолютно не связанной с ритуальными услугами»,
— заявил экс-чиновник Родион Пищур.
Напомним, «главарь» ритуального ОПГ Пищур не признавал свою вину и ранее.

Эдуард Торлакян, землекоп: один из рядовых участников ОПГ, оказавшихся под стражей. На суде он выглядел растерянным и пытался до всех донести свою точку зрения.
«Я работник сельского кладбища в Абазинке. Да, я посылал людей в кассу. Но они платили в кассу официально. Вы понимаете, как это может быть взяткой через кассовый терминал? И 290-я статья мне как физическому лицу не может быть предъявлена»,
— рассказал Торлакян в зале суда.
Мужчина утверждает, что на кладбище, где он работал, «нет плохих или хороших мест» и всё происходило в рамках закона. Его не смущало, что люди за место для покойного родственника платили миллионы рублей.
«В Абазинке небольшое кладбище, там нету плохих или хороших мест. Чтобы это понимать, надо быть просто землекопом. А людей всё устраивало»,
— добавил обвиняемый во взятках землекоп.
Слезы и апелляция к справедливости: мнение родственников
Внутреннее напряжение обвиняемых заметно во всем: в позе, во взгляде, в словах. А вот их родные не скрывают боль и шок от происходящего. Жены не верят, что их супруги, отцы семейства могли преступить закон. За стенами суда женщины делились горем и непониманием.

Антонина Калмыкова, жена обвиняемого Ивана Калмыкова: ее история — крик души. Ее муж, 50-летний бывший старший прапорщик ФСБ, пенсионер, проработал в похоронном отделе администрации всего 10 месяцев.
«Он только ходил на работу, выполнял свои обязанности: показывал места на кладбище, и всё. А услуги выполняла ИП, другие совершенно люди»,
— рассказывает Антонина.
По ее словам, у семьи не нашли «ни одной копейки» незаконных доходов, однако арестовали всё имущество, включая служебную квартиру, машину, а также заблокировали военную пенсию мужа.
«Средств для существования нет. Он всю жизнь защищал Родину, а теперь рвется даже на СВО, чтобы снова ее защитить»,
— сообщила женщина.
Состояние здоровья мужа, находящегося в СИЗО Краснодара, Антонина Калмыкова оценивает как критическое: проблемы с сердцем, желудком, спиной.

Инга Папазян, супруга другого обвиняемого землекопа: своего мужа, Эдуарда Тарлакяна, она описывает как «очень доброго» человека, который «абсолютно всем помогал и помогает».
«Он обычный землекоп. Какую он мог брать взятку? Он приходил, получал свою зарплату. Вот и всё. У него двое несовершеннолетних детей, которых надо кормить. Муж даже вкладывал собственные деньги, чтобы помочь с похоронами детей»,
— поделилась с «Кубань Информ» Инга Папазян.
По ее словам, муж ничего не знал о каком-либо преступном сговоре и ОПГ.
Что дальше?
Следствие, основываясь на материалах ФСБ и МВД, предоставило внушительную доказательную базу. В ходе обысков было изъято более 15 млн рублей наличными и ценные предметы. Суд продолжает изучение объемных материалов дела, впереди – долгий судебный процесс, который решит судьбу ОПГ, которая торговала вечным покоем.
Напомним, участники ОПГ искусственно создавали условия, при которых захоронение в Сочи становилось возможным только после получения взятки. Свою деятельность они маскировали под видом законных гражданско-правовых отношений. Так с августа 2023 по июль 2024 года они получили взяток на сумму около 20 млн рублей.
По версии следствия, в ОПГ во главе с экс-советником мэра Сочи входило 7 человек. В августе 2024 года были задержаны специалисты похоронного отела мэрии Сочи Евгений Пивнев и Станислав Гармаш, об этом тогда сообщили в Объединенной пресс-службе судов Краснодарского края.