Глава Центрального СУ СК на транспорте рассказал о резонансных делах 2024 года
В День образования СК России об основных итогах работы следователей СК на транспорте рассказал руководитель Центрального МСУТ Александр Перепелицын. Под юрисдикцией управления на территории Приволжского, Уральского, частично Центрального и Сибирского федеральных округов находятся объекты железнодорожного, водного и воздушного транспорта, расположенных в 24 субъектах РФ, в том числе: 4 железные дороги протяженностью 45 тыс. км, более 27 тыс. км внутренних водных путей, 45 аэропортов.
В 2024 году следователями межрегионального управления было зарегистрировано более 3300 сообщений о преступлениях, заведено почти 600 уголовных дел, из них 65 связаны с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта, в суд направлено 277 уголовных дел. По словам Александра Перепелицына, каждое уголовное дело в сфере транспортной безопасности имеет свою уникальную специфику, а расследования требуют глубоких практических знаний и опыта.
"Сегодня приоритетным направлением нашей работы является расследование диверсий и терактов на объектах транспортной инфраструктуры. Именно эти преступления наиболее серьезно влияют на уровень безопасности на транспорте и могут привести к серьезным транспортным авариям и человеческим жертвам. Для борьбы с такими преступлениями налажено тесное взаимодействие со всеми правоохранительными органами. В настоящее время удается пресекать такие факты на стадии подготовки, что позволяет избежать тяжких последствий", - рассказал руководитель Центрального МСУТ.
В декабре 2024 года в Тюмени была пресечена деятельность группы несовершеннолетних, пытавшихся совершить теракты на железной дороге в черте города. Злоумышленники задержаны сотрудниками ФСБ России в момент обследования местности вблизи перегона "Утяшево-Тюмень" - молодые люди выясняли, где расположены релейные шкафы, видеокамеры, запретительные ограждения.
Кроме этого, в ЯНАО оперативно задержали двух несовершеннолетних, совершивших поджог вертолета МИ-8. В сентябре 2024 года подростки, действуя по указанию неизвестных через один из мессенджеров за обещанное денежное вознаграждение в 4 млн рублей, проникли на территорию перрона аэропорта Ноябрьска, где, используя бутылки с бензином, подожгли воздушное судно.
"В ходе следствия мы фиксируем, что диверсанты, в основном, действуют по указанию лиц, находящихся за рубежом, с которыми контактируют в социальных сетях. Часто заказчики из-за рубежа просят подростков выполнить, с первого взгляда, простое задание, например написать что-то на стене, отнести сверток с непонятным содержимым по адресу. После выполнения такого задания подростку говорят, что он совершил преступление, и если он хочет уйти от ответственности, то нужно выполнить новое задание, которое зачастую оказывается последним, так как далее следует задержание и привлечение к уголовной ответственности. Суммы, которые обещают "заказчики", различны, от 10 тысяч рублей до нескольких миллионов. При этом исполнители никаких денег не получают, так как их либо обманывают, либо задерживают правоохранительные органы", - пояснил Александр Перепелицын.
Практически каждое второе дело касается либо экономического, либо коррупционного преступления на транспорте. В 2024 году Центральным СУ было расследовано 266 таких уголовных дел. Это и дела о хищениях, и факты подкупа и взяточничества в отношении должностных лиц, в том числе в транспортных учебных заведениях.
В Самаре на завершающем этапе расследования находится уголовное дело в отношении директора Самарского филиала ВГУВТ, организовавшего преступную схему по получению взяток за счет заключения договоров аренды. Установлено, что глава учебного заведения получал от предпринимателей взятки за оказание услуг в виде нелегального размещения плавучего комплекса на территории учебно-спортивной базы филиала на реке Сухой Самарке, а также подключение коммерческого объекта к электрообеспечению и коммуникациям университета.
Фигурантами дел становятся и работники железной дороги. Задача следствия - найти организаторов коррупционных схем, пояснил Перепелицын. Сегодня в Уфе продолжается расследование дела заместителя начальника эксплуатационного локомотивного депо, который с 2019 по 2023 годы в составе организованной группы, с использованием своего служебного положения, похитил лом цветных металлов на 19 миллионов рублей.
В зоне контроля управления располагаются Горьковская, Куйбышевская, Южно-Уральская и Свердловская железные дороги. Все ЧП, случившиеся на этих участках, - также зона ответственности СК на транспорте. Общественный резонанс получило происшествие с котом Твиксом. Руководитель Центрального МСУТ СК России пояснил - после выяснения всех обстоятельств случившегося, ведомство инициировало изменение процедуры оформления и перевозки домашних животных.
"Это делается для того, чтобы предотвратить повторение подобных инцидентов в будущем. Теперь для каждого питомца предусмотрен персональный билет, в котором можно указать кличку. Также был разработан алгоритм действий проводников в случае обнаружения потерявшегося животного", - добавил Александр Перепелицын.