«Кинь его! Ломай его!» Банды подростков избивают россиян ради хайпа в соцсетях. Почему их становится все больше?

В начале декабря глава Чечни Рамзан Кадыров выступил с резкой критикой руководства МВД и СКР, обвинив Владимира Колокольцева и Александра Бастрыкина в некачественной работе. Поводом для недовольства Кадырова стал суд над чеченским подростком Муслимом Мурдиевым и его подельниками, которые, по версии следствия, нападали на прохожих в Москве, а позже публиковали записи атак в соцсетях. Этот случай, увы, далеко не единственный в своем роде: число уголовных дел в отношении подростковых банд, избивающих россиян ради хайпа, в 2024 году исчисляется десятками. В причинах этого опасного явления разбиралась «Лента.ру».

«Кинь его! Ломай его!» Банды подростков избивают россиян ради хайпа в соцсетях. Почему их становится все больше?
© Lenta.ru

Сентябрь 2023 года, осенний вечер в московском парке «Ходынское поле». Группа подростков, снимая происходящее на видео, провоцирует сверстника — начинается короткий обмен грубыми репликами. Затем один из зачинщиков бросается на противника, валит его на землю борцовским приемом и начинает избивать.

«Муслим, кинь его! Сломай его! Ломай его!» — кричит кто-то агрессору. Тот ловит противника на болевой прием, захватывая его ногу в борцовский замок, — и видео обрывается. Но за этим роликом вскоре следует еще один: на кадрах все тот же Муслим бросается на соперника вдвое выше его, хватает за ноги и опрокидывает на асфальт. После он наносит молодому человеку размашистые удары кулаками по голове.

На кадрах видно, что действие происходит возле торгового центра на глазах у десятков прохожих, ожидающих транспорт. Толпа смотрит на избиение равнодушно и не вмешивается. Вскоре обоими роликами, опубликованными в соцсетях, заинтересовалось следствие.

***

В ходе доследственной проверки по факту публикации роликов, которая началась в сентябре 2023 года, сотрудники Следственного комитета России (СКР) и оперативники уголовного розыска быстро установили: нападения на прохожих совершала одна и та же группа из пяти подростков, этнических чеченцев и азербайджанцев.

Среди них был 14-летний уроженец Чечни, которого приятели называли Муслимом. Всех молодых людей задержали, они признались следователям, что всякий раз заранее договаривались нападать на прохожих и снимать свои атаки на видео. В ходе обысков были изъяты оригиналы видеозаписей всех нападений группы.

Итогом проверки стало возбуждение уголовного дела по части 2 статьи 213 («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору») УК РФ. Всем пятерым подросткам предъявили соответствующие обвинения.

В сентябре 2023 года подростки совершили хулиганские действия с применением насилия в отношении восьми лиц, при этом семеро из них являлись несовершеннолетними. Нападения происходили в ТРЦ «Авиапарк», ТЦ «Дискавери» и на территории парка культуры «Ходынское поле» в Москве Светлана Петренко официальный представитель СКР

Как рассказал «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах, Муслим (по паспорту у него другое имя) сначала отрицал сам факт драк, а затем, уличенный видеозаписями и показаниями других обвиняемых, признался во всем. Однако, по его версии, никаких спланированных нападений не было, а причиной драк становились «внезапно возникшие неприязненные отношения».

Подросток говорил, что прохожие обзывали его «обезьяной», и поэтому он дрался, поскольку не мог оставить оскорбления без ответа «по закону гор». Однако эта линия защиты в ходе следствия была полностью опровергнута как показаниями свидетелей, так и записями всех нападений источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах

Муслим также утверждал, что в его компании изначально было семь человек, но двоих из них, несовершеннолетних этнических славян, следователи сделали свидетелями. Защита подростка настаивает, что вся ситуация вокруг него — не что иное, как сплошная дискриминация по этническому признаку.

Следствие под давлением

По словам источников «Ленты.ру» в правоохранительных органах, на следствие по делу Муслима и его товарищей оказывалось беспрецедентное давление: за следователями и оперативниками велась демонстративная слежка, им поступали завуалированные угрозы, а также многочисленные обращения, в том числе от должностных лиц Чечни.

Также отмечались попытки «договориться» с сотрудниками МВД, СКР и прокуратуры. «Тем не менее дело было успешно расследовано, прокуратура согласилась с квалификацией, и материал поступил в суд в соответствии с законодательством РФ», — подчеркнул один из источников.

Стоит отметить: российское законодательство запрещает разглашать данные несовершеннолетних обвиняемых — поэтому СКР, прокуратура и суд в своих сообщениях о деле Муслима и его товарищей не называли фамилии обвиняемых и потерпевших, которым не исполнилось 18 лет.

Однако 4 декабря 2024 года лидер Чечни Рамзан Кадыров перед началом прямой линии с жителями региона заявил, что главный обвиняемый по делу о драках в Москве — уроженец Чечни Муслим Мурдиев и что он не виноват. Между тем на сегодняшний день прошло уже шесть судебных заседаний по делу о нападениях на прохожих.

В ходе суда позиция обвинения подтверждается, а вот линия защиты, избранная Муслимом, опровергается. При этом, как указано в апелляционной жалобе, обвиняемый находится под домашним арестом, в связи с чем «испытывает тяжелые душевные терзания».

«Он скоро освободится»

Судя по всему, Рамзан Кадыров остался недоволен итогами следствия по делу Муслима и его товарищей: в ходе прямой линии 4 декабря он обвинил главу МВД Владимира Колокольцева и председателя СКР Александра Бастрыкина в некачественной работе.

Кадыров подчеркнул, что освобождением подростка уже давно занимается вся элита Чечни — от правозащитников до многочисленных представителей республики уровня Госдумы и Совфеда, а также он сам. Глава республики отметил, что это не дало результатов, поскольку правоохранительные органы некачественно выполняют задачи, поставленные президентом РФ.

Те люди, которые сидят наверху, следственные органы — во главе с Бастрыкиным и Колокольцевым — сидят не на своих местах. (...) Его [Муслима] они не посадят, ничего с ним не сделают. Я сам лично со всеми разговаривал. Он скоро освободится Рамзан Кадыров глава Чечни

В ответ 6 декабря СКР опубликовал видео драк с участием Муслима — речь о них шла в начале статьи. Следователи обратили внимание, что нападения явно были спланированными и молодые люди подбадривали Муслима, толкая его на преступление.

Окончательное решение о виновности фигурантов примет суд на основании представленных следствием доказательств Светлана Петренко официальный представитель СКР

Ответом Следственному комитету стало неожиданное заявление омбудсмена Чечни Мансура Солтаева, опубликованное в Telegram-канале ЧГТРК «Грозный». Тот обвинил следователей в подлоге: якобы на опубликованных ими кадрах Муслим присутствует лишь в одном эпизоде с дракой, причем ее начала не видно. Солтаев заявил, что Муслим защищал некоего 12-летнего ребенка от избиения.

Изучение материалов дела показало, что имел место единичный факт вмешательства Мурдиева в драку с целью защиты ребенка. Утверждение о его участии в других драках основано исключительно на необоснованных предположениях, то есть на лжи. [Следователи] наступают сами себе на ногу Мансур Солтаев омбудсмен Чечни

Впрочем, эта позиция звучала и на следствии, и в суде — но никаких объективных доказательств в ее пользу защита обвиняемых предоставить не смогла. Более того, фактически она была опровергнута всеми собранными материалами уголовного дела.

Проблема с историей

Дело Муслима и его товарищей — далеко не единственное в своем роде: только в 2024 году было возбуждено около 20 аналогичных уголовных дел. Поводами для них становились публикации в сети роликов, на кадрах которых компании молодых людей (как разных этносов, так и одного) устраивают драки.

Подобные дела, в частности, возбуждались в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской области и Бурятии

Причем дракой следователи в официальных сообщениях нередко называют групповое избиение одного потерпевшего. Впрочем, несмотря на широкий общественный резонанс, нельзя сказать, что такие нападения подростковых банд — это что-то новое для страны.

Еще в 20-е годы XX века с этим явлением активно боролись педагог Антон Макаренко и чекист Феликс Дзержинский, имена которых много лет носили самые известные школы-колонии. Затем проблема подростковых банд ушла в тень, но вновь заявила о себе в годы Великой Отечественной войны.

Новый подъем насилия со стороны молодых людей пришелся на середину 1960-х годов и сопровождался в Советском Союзе ростом подросткового алкоголизма и наркомании. Как говорит в беседе с «Лентой.ру» действующий эксперт-психиатр Александр (имя изменено), он изучал случай одной из подростковых банд в 1970-х годах.

Лидером той группировки, куда входили подростки 15-16 лет, был 13-летний подросток с установленным диагнозом «дебилизм» — что, впрочем, не мешало ему пользоваться непререкаемым авторитетом среди своих старших товарищей.

Ежегодно на психолого-психиатрическую экспертизу по всей России поступает порядка 35-40 дел, связанных с подростковыми бандами. Это постоянная цифра, не меняющаяся десятилетиями Александр эксперт-психиатр

По словам Александра, причины нападений подростковых банд также остаются неизменными: другая национальность, неряшливость в одежде и поведении или же неблаговидное поведение в личных отношениях. Не меняются и предлоги — от «Дай закурить» до «Ты чего лыбишься?!».

Участники подростковых банд годами строят одинаковую линию защиты: мол, нападавший был беспричинно оскорблен обидным замечанием, которое не смог стерпеть. То есть потерпевший сам спровоцировал конфликт. И неважно, что свидетели говорят другое. На них, по мнению подсудимых, давят следователи и окружение Александр эксперт-психиатр

Бандитские «университеты»

Во второй половине XX века молодежные банды СССР, а после и современной России не раз становились «университетами» для будущих матерых рецидивистов, хотя порой в них состояли и те, кому годы спустя суждено было стать вполне успешными и уважаемыми людьми.

А еще некоторые банды носили такие же названия, как годы спустя — грозные ОПГ из лихих 90-х

Так, в начале 1970-х годов большой проблемой для московской милиции были драки между молодыми «перовскими» и «люберами», а «долгопрудненские» приезжали бить «коптевских» — это происходило за два десятка лет до появления «взрослых» преступных группировок с этими же названиями.

Похожая ситуация сложилась и в Казани, где «тяп-ляповские» (район завода «Теплоконтроль») ездили драться с «хайдеровскими». Только в столице это явление быстро пресекли массовой постановкой на учет и профилактической работой, а в Казани оно вылилось в печально известный «казанский феномен», про который сегодня снимают популярные сериалы.

В 1990-е подростковые банды оставались в тени бандитских войн. К концу десятилетия они приобрели околофутбольный окрас, а затем, уже в нулевые, качнулись в сторону неонационализма. Тогда юные хулиганы стали осваивать просторы сети: у них появились свои форумы, страницы в соцсетях и отдельные сообщества. Основным контентом там ожидаемо стали бесконечные видео драк и избиений.

Публикации быстро набирали просмотры и комментарии, делая их авторов популярными в своих кругах. И вскоре у таких «звезд» с весьма сомнительной репутацией появились подражатели — так называемые забивные. Именно нападения их последователей в 2024 году не раз становились причиной для возбуждения уголовных дел в России.

«У меня появилось желание драться»

В погоне за славой в сети «забивные» поначалу стали записывать короткие видео с драками-постановками между собой, но такие ролики не принесли им желанной славы. Тогда они вышли на охоту за прохожими — стали провоцировать тех на улицах, а затем из-за пустяков пускали в ход кулаки, снимая все на это на видео.

На готовые записи молодые люди накладывали различные эффекты и музыку, а после публиковали в тематических закрытых сообществах и каналах. Их участники голосовали за лучших «забивных», общались между собой и придумывали новые челленджи, неизменно связанные с насилием.

Я был мелкий, подумал: «Ну круто же!» Пошел выпендриваться. Первый раз было страшно, все перед глазами летело, ничего даже не запомнил особо. Я загорелся этой темой, у меня появилось желание драться, адреналин получать. Тем более до этого я занимался дзюдо Антон Ш. бывший участник «забивов»

Как это часто бывает, видео с избиениями из закрытых сообществ стали оказываться в открытом доступе и привлекли внимание правоохранительных органов. При этом вычислять участников нападений было несложно: чаще всего они не скрывали свои личности, «светились» в кадре или выкладывали видео драк с личных аккаунтов.

Так, в 2019 году в одном из крупных новостных сообществ появилось видео жестокого избиения подростка сверстниками

Ролик попался на глаза девятикласснику, который сразу же узнал в участниках нападения на юношу и своих обидчиков, о чем немедленно сообщил родителям.

Следователи выяснили, что группа молодых людей на протяжении года нападала на подростков, отбирая у них деньги, унижая и записывая все это на видео. При этом потерпевшие боялись мести, а потому не рассказывали взрослым о происходящем.

В 1970-е годы подростковые банды питали взрослую преступность, а в 1990-е ОПГ создавали спортсмены-комсомольцы с безупречной репутацией и без приводов в милицию. Меняются времена — меняются и нравы Александр эксперт-психиатр

***

Борьбе с подростковыми бандами в России многие десятилетия мешает вопрос о снижении возраста уголовной ответственности, по поводу которого юристы не могут прийти к консенсусу. В частности, председатель СКР Александр Бастрыкин предлагает снизить его до 12 лет.

Однако глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников и уполномоченные по правам детей в регионах выступили против.

В то же время, по мнению многих специалистов, в случае с подростковыми бандами нужно реагировать не на явление, а на их конкретные преступления, причем наказание за нападения на прохожих должно быть неотвратимым

Как бы то ни было, согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ, число подростков 14-17 лет, осужденных по части 2 статьи 213 («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору») УК РФ, в стране постепенно растет: если в 2009 году их было 37, то в 2013-м — уже 45, а десять лет спустя, в 2023 году, — 53.

И весьма вероятно, что по итогам 2024 года этот показатель вырастет вновь.