Паника, давка, шок. Российский самолет загорелся при посадке в Турции. Почему это произошло и может ли такое повториться?

В аэропорту Антальи в Турции аварийную посадку совершил самолет российской авиакомпании «Азимут», в результате чего загорелся один из двигателей. Представители перевозчика утверждают, что инцидент связан с плохими погодными условиями, однако авиационные эксперты указывают на технические проблемы с бортами Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Аналогичное происшествие, унесшее жизни 41 пассажира, случилось в Шереметьево в 2019 году. О том, можно ли считать самолеты SSJ-100 проблемными и как часто с ними происходят поломки, — в материале «Ленты.ру».

Паника, давка, шок. Российский самолет загорелся при посадке в Турции. Почему это произошло и может ли такое повториться?
© Lenta.ru

Sukhoi Superjet 100 совершил жесткую посадку в Анталье из-за сдвига ветра

Вечером 24 ноября узкофюзеляжный самолет SSJ-100, летевший из Сочи в Анталью, столкнулся с неблагоприятными погодными условиями и совершил жесткую посадку в аэропорту назначения. Во время приземления был поврежден один из двигателей лайнера, самолет охватил пожар. Как сообщили в авиакомпании «Азимут», грубая посадка произошла из-за сдвига ветра. «Командир принял решение об эвакуации по надувным трапам. Пассажиры благополучно доставлены в аэровокзал. Пострадавших нет. В настоящее время авиакомпания «Азимут» готовит резервный борт для отправки обратного рейса А45052», — говорится в официальном заявлении перевозчика.

Во время эвакуации началась давка из-за забиравших личные вещи пассажиров

Всего на борту, по данным авиакомпании, находились 79 пассажиров. По информации Минтранса Турции, в самолете были 95 человек, из них 6 — члены экипажа. Пассажиры, покинувшие самолет, сообщили, что во время эвакуации в салоне началась давка, поскольку некоторые туристы пытались забрать с багажных полок личные вещи и затрудняли выход. При этом после эвакуации многие возмущались, что авиакомпания долгое время не выходила на связь, а в салоне остались деньги и телефоны, которые им пообещали вернуть. Пассажиры длительное время ожидали дальнейших инструкций. Сначала их на несколько часов разместили в зоне выдачи багажа, где сидячих мест не хватало. Чтобы люди не лежали на полу и багажных лентах, глубокой ночью их отвели в кафе и предложили бургеры. Там путешественники смогли уложить детей спать на стульях. Сначала операторы горячей линии предлагали пассажирам самим искать представителя «Азимута» в аэропорту, затем на помощь пришли сотрудники другого перевозчика и сопроводили их к представителям МИД России. К решению проблемы также подключилось Генконсульство России. В результате часть пассажиров покинула аэропорт, а часть — осталась ждать багаж, который им выдали только спустя восемь часов после посадки. Сейчас всех туристов расселили по гостиницам и предоставили питание. Дипломаты также помогли урегулировать вопрос пребывания на территории Турции десяти россиян, которые в результате пожара остались без загранпаспортов.

СК возбудил уголовное дело из-за возгорания SSJ-100, а пассажиры готовятся подать коллективный иск к авиакомпании

Пассажиры загоревшегося SSJ-100 сообщили, что собираются подать коллективный иск к авиакомпании «Азимут». Россияне пожаловались, что после случившегося перевозчик не смог предоставить им организованную помощь. «Никого русскоговорящего из сотрудников не было. Мы остались одни, ходили по аэропорту в шоке. Мало того что это все пережили, а это было страшно, и к нам такое было отношение, что мы вообще были никому не нужны», — возмутилась одна пассажирка. Хотя «Азимут» и запустил горячую линию, по словам россиян, там им только советовали искать представителей авиакомпании в аэропорту. При этом Следственный комитет (СК) России возбудил уголовное дело из-за возгорания самолета SSJ-100 в аэропорту Антальи. По предварительным оценкам, ущерб составил не менее миллиона рублей. Расследование проводится по части 1 статьи 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). Согласно пресс-релизу СК, следователи осмотрели место вылета самолета в аэропорту Сочи. Была изъята документация, назначены судебные экспертизы.

У загоревшегося Superjet 100 неоднократно возникали проблемы во время рейсов

В «Азимуте» заявили, что грубая посадка самолета произошла из-за сдвига ветра. По неофициальной версии, лайнер мог удариться левым крылом о взлетно-посадочную полосу при приземлении, из-за чего в двигателе произошла течь топлива. После второго удара начался пожар. В пользу этого предположения говорит и то, что пассажиры почувствовали два жестких толчка. Кроме того, в результате приземления у самолета была повреждена стойка шасси. При этом Telegram-канал Aviaincident утверждает, что посадка произошла без существенных отклонений по технике пилотирования. Самолет однократно отделился от ВПП, после чего экипаж «досадил» его. В то же время выяснилось, что загоревшийся борт «Азимута» с названием «Волга» был выпущен и поступил к перевозчику в 2017 году. В последний раз его проверяли за 26 дней до происшествия. Тогда лайнер совершил экстренную посадку в московском аэропорту Внуково и повредил створки шасси. Проверка в итоге не выявила дефектов. По данным Telegram-канала Shot, за год этот самолет пять раз прерывал взлет и возвращался на стоянку. Так, 21 сентября 2023 года в авиагавани Пскова у лайнера сработала система индикации состояния двигателя, из-за чего вылет прервали. Через пять дней отправление из аэропорта Минеральных Вод пришлось откладывать из-за некорректной работы двигателя. Еще один возврат на стоянку произошел в декабре в Сочи и 7 сентября 2024 года в Минводах. Уточняется, что у российского SSJ-100 выявляли и другие проблемы. Например, 20 июня 2023 года на рейсе из Алма-Аты в Минводы у судна отказал правый двигатель. В тот момент пассажиров на борту не было. А 9 мая 2024 года во время рейса из Петербурга в Калугу экипаж докладывал о неработающем генераторе. Тогда пилоты ушли на запасной аэродром во Внуково.

Еще один Superjet-100 авиакомпании «Азимут» совершил аварийную посадку в этот же день

24 ноября произошел еще один инцидент с самолетом Sukhoi Superjet 100 российской авиакомпании «Азимут». Лайнер, летевший по маршруту Минеральные Воды — УфаКрасноярск, совершил аварийную посадку в точке назначения. Пилоты подали сигнал об аварийной посадке из-за неисправности гидравлики передней стойки шасси. SSJ-100 приземлился в Красноярске в 11:45 по местному времени, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Пилотов SSJ-100 допрашивает полиция

Известно, что самолетом «Азимута» управлял командир воздушного судна Владимир Чернов. Ему помогали командир-стажер Андрей Прядкин и второй пилот Дмитрий Подрубилин. Пилоты Sukhoi Superjet 100 ограничиваются сдержанными комментариями. Андрей Прядкин, с которым удалось пообщаться журналистам, сообщил, что «все хорошо, все живы и здоровы». Он добавил, что официальную информацию по инциденту предоставит авиакомпания. Сейчас экипаж SSJ-100 допрашивает полиция и авиационные власти. В ближайшее время также показания дадут диспетчеры, которые вели самолет и передавали данные о погоде.

Заслуженный пилот России назвал возможные причины инцидента с SSJ-100 в Анталье

По словам заслуженного пилота России Виктора Саженина, к инциденту в анталийском аэропорту могла привести как ошибка пилотов, так и проблемы с самим самолетом. «Я думаю, тут и то и другое, — добавил летчик. — Однако давайте не предвосхищать события и не говорить о точной причине до тех пор, пока не расшифруются средства объективного контроля (СОК). Потому что так делать нельзя». Тем не менее он отметил, что о технической исправности самолета и его надежности тоже можно порассуждать. «Если от грубой посадки лопается топливный бак, это ненормально. Прочность воздушного судна должна быть такой, чтобы этого не происходило. А когда лопается бак и топливо попадает на горящие части двигателя, то здесь, конечно, возможен пожар, который и произошел», — уточнил Саженин. Более того, как указал заслуженный пилот, во время посадки в авиагавани был сильный сдвиг ветра. Возможно, он мог помешать самолету благополучно приземлиться в турецком аэропорту. Но это лишь одна из версий. «Что касается безопасности полетов на "суперджетах", то этот самолет имеет сертификаты для перевозки пассажиров, поэтому каких-то серьезных неисправностей у него не должно быть априори, — продолжил Саженин. — Воздушное судно получает допуск для перевозки пассажиров, значит, он удовлетворяет всем нормам летной годности, как и любой другой пассажирский самолет. Неважно, "суперджет" это, Airbus или Boeing». Летчик подчеркнул, что у Boeing часто отрываются колеса, обшивка и двери. Тем не менее он проходит все испытания, которые положены для этого типа воздушного судна, и получает сертификат. «В целом есть целый перечень технических неисправностей, с которыми самолет выпускается на базу, с нее или даже для выполнения короткого рейса, — пояснил заслуженный пилот. — Такое правило существует».

Аналогичное происшествие с возгоранием самолета SSJ-100 уже случалось в 2019 году

Самое громкое происшествие с лайнером Sukhoi Superjet 100 произошло в московском аэропорту Шереметьево в 2019 году. 5 мая воздушное судно вылетело из Москвы в Мурманск, но из-за возникших на борту технических неполадок почти сразу же вернулось в авиагавань и при грубой посадке загорелось. Из находившихся на борту 78 человек 41 не выжил (40 пассажиров и 1 член экипажа). Самолет частично разрушился и сгорел. Расследование причин катастрофы провела комиссия Межгосударственного авиационного комитета. В ее отчете говорилось, что, после попадания в SSJ-100 молнии (на фюзеляже были обнаружены характерные повреждения), у самолета отключился автопилот и была нарушена связь. Кроме того, в документе отмечалось, что замечаний от экипажа о работе систем воздушного судна в предыдущем полете не было. Специалисты также выяснили, что при приземлении самолет совершил три касания о взлетно-посадочную полосу — к третьему основные стойки шасси уже были частично разрушены. В отношении командира воздушного судна Дениса Евдокимова было возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Мужчина не признал вину в нарушении правил полетов. По его мнению, к катастрофе привела некорректная реакция самолета на действия ручкой управления во время посадки. 20 июня 2023 года суд приговорил Евдокимова к шести годам колонии-поселения. С него взыскали 2,5 миллиона рублей в пользу двух потерпевших и запретили занимать должность пилота в течение трех лет.