Капитаном китайского корабля Yi Peng 3, который мог повредить подводный кабель связи C-Lion1 на дне Балтийского моря, оказался россиянин, пишет Bild. Как отмечает таблоид, кабели могли быть оборваны с помощью спущенных в воду якоря или донного трала. Польский портал Defence24 сообщает, что корабль следовал из российского порта Усть-Луга. Yi Peng 3 попало в поле зрения датских властей из-за своего странного маршрута, который проходил близко к местам повреждения обоих кабелей. За сухогрузом последовали датский патрульный катер P525 и судно HDMS Søløven, специализирующееся на подводных работах. Отмечается, что это не первый подобный случай: чуть больше года назад другой китайское судно тоже повредило кабели в Балтийском море, задев якорем. Было это сделано намеренно или случайно, до сих пор не установили. Что произошло О том, что два подводных кабеля связи, проложенных по дну Балтийского моря, вышли из строя, стало известно 18 ноября. Один из кабелей был оборван в воскресенье, другой - в понедельник. Финская государственная компания Cinia первой сообщила, что связь по кабелю Cinia C-Lion1 между Финляндией и Германией прервана. Вскоре после этого шведские власти заявили о повреждении кабеля компании Arelion, проложенного между Швецией и Литвой. Министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил, что кабели были повреждены "намеренно". "Никто не верит, что эти кабели были перерезаны по ошибке", - заявил он после встречи со своими коллегами из ЕС, назвав случившееся "гибридной акцией". Шведская прокуратура в рамках предварительного расследования инцидента квалифицировала обрыв кабелей как диверсию. "Квалификация преступления - диверсия. Предварительное расследование продолжается", - сообщила пресс-служба ведомства. Министр гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин подчеркнул в эфире общественной телерадиокомпании SVT, что "крайне важно выяснить, почему в настоящее время в Балтийском море не работают два кабеля". "На фоне серьезной ситуации с безопасностью правительство очень внимательно следит за развитием событий", - сказал он. Технический директор Telia Lietuva, входящей в шведскую группу компаний Telia Company, Андрюс Шемешкевичюс отметил в интервью Литовскому национальному телевидению, что у Telia проходит через Литву три кабеля, поэтому повреждение одного из них ограничило связь, но не прервало ее полностью. По его словам, поврежденный кабель является достаточно старым, с ним уже было несколько аварий. Случаев диверсий выявлено не было. Прокуратура Литвы начала следствие по статье "терроризм". Длина кабеля C-Lion1 составляет 1173 километра. Он пролегает между Хельсинки и немецким портом Росток и соединяет центры обработки данных континентальной Европы с центрами обработки данных Скандинавии. Кабель Arelion имеет длину 218 километров. Он принадлежит шведской компании Arelion и эксплуатируется ею для передачи интернет-трафика Telia Lietuva. Эксперт по кибербезопасности Фонда Конрада Аденауэра Фердинанд Герингер отмечает, что кабели связи не имеют надежной защиты, а информация об их расположении доступна всем желающим. "Слишком много информации о кабельной инфраструктуре находится в свободном доступе, точки выхода кабеля можно просмотреть с помощью Google Maps", - говорит он. Кроме того, сами кабели имеют толщину всего с кулак. Более прочная оболочка могла бы предотвратить случайные повреждения. Еще одна проблема, по мнению эксперта, - небольшое число датчиков, из-за чего о повреждениях кабеля компании-владельцы узнают далеко не сразу. "Это смехотворно" США ранее предупреждали, что зафиксировали "возросшую российскую военную активность" вокруг ключевых подводных кабелей связи. Два американских чиновника сообщили CNN в сентябре 2024 года, что в Вашингтоне опасаются потенциальных диверсионных операций на этих критически важных элементах инфраструктуры, которые якобы совершит РФ. Два американских источника, знакомых с предварительными результатами расследования ЧП с кабелями в Балтике, сообщили CNN, что пока "нет никаких признаков злонамеренной деятельности или преднамеренного повреждения инфраструктуры морского дна", и предположили, что повреждение, вероятно, было вызвано якорем, вытащенным с проходящего судна. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков исключил причастность Москвы к инциденту. "Достаточно абсурдно, не имея никаких оснований, продолжать во всем обвинять Россию . Это смехотворно, например, на фоне отсутствия какой-либо реакции на диверсионную деятельность Украины в Балтийском море", - сказал он.