Войти в почту

Злоупотребление или выгодная сделка: кому предъявят закупку ржавого флота за счет РТ?

По данным источников "Реального времени", у силовиков есть вопросы к двум министрам и спасителю пассажиров "Булгарии"

Злоупотребление или выгодная сделка: кому предъявят закупку ржавого флота за счет РТ?
© Реальное время

Как стало известно "Реальному времени", в Татарстане возбудили дело о причинении ущерба бюджету в 65,5 млн рублей — путем закупки для компании "Флот РТ" 13 изношенных речных судов у подконтрольной Равилю Зиганшину судоходной компании. В списке — "Омик"-ветеран, спущенный на воду 70 лет назад в Германии. Сделку в декабре минувшего года единогласно одобрили пять членов совета директоров, включая руководителей Миндортранса и Минземимущества республики. Причем гендиректор и член совета директоров "Флота РТ" Роман Лизалин, в отличие от силовиков, не считает полученные корабли годными лишь на металлолом.

Почем раритеты водного транспорта?

Разбираться в истории ржавой флотилии поручено сотрудникам 4-го отдела по особо важным делам Следкома по РТ — они специализируются на преступлениях в сфере экономики. Ни одно из причастных к следствию силовых ведомств дело пока не комментирует.

По данным "Реального времени", в августе текущего года Татарский транспортный прокурор Фарид Фатуллаев обратился к главному следователю республики Валерию Липскому с информацией о результатах совместной с УФСБ проверки, а в октябре в СК возбудили дело о злоупотреблении должностными полномочиями — в отношении пока не установленных должностных лиц.

Предметом расследования стала сделка АО "Флот РТ", учрежденного в мае 2023-го республиканскими властями для развития пассажирских речных перевозок. В декабре того же года совет директоров этой компании одобрил приобретение за счет бюджета пассажирских судов СК "Татфлот". На счет продавца ушли 65,5 млн рублей. Взамен на баланс республиканского оператора приняли 13 судов, "не подлежащих эксплуатации и восстановлению", как считают силовики, указывая на ущербность всей сделки.

Со ссылкой на результаты проверки следователь указывала — семь единиц водного транспорта не подлежат восстановлению:

построенные в 1987 году суда на подводных крыльях — "Метеор-219" и названный в честь первого капитана "Метеор "Механик Каргин";судно на подводных крыльях "Герой Михаил Девятаев" типа "Восход", построено в 1990 году в Феодосии;двухъярусный теплоход "ОМ-73", что спустили на воду на судоверфи "Эдгар Андре" в Магдебурге (Германия) еще в 1954-м — 70 лет назад;двухъярусный теплоход "ОМ-138", построенный в 1964-м на Московском судостроительном и судоремонтном заводе (МССЗ);одновинтовой однопалубный теплоход "МО-83" производства МССЗ 1963 года;пассажирский теплоход "М-260" 1957 года постройки, МССЗ.

Состояние еще шести плавсредств силовики назвали неработоспособным — "Московский-14" (1986 года выпуска, Московский ССЗ), "Московский-21" (1987 год, МССЗ), грузопассажирский двухъярусный теплоход "Павел Миронов" (построен в 1962 году в столице ВенгрииБудапеште), пассажирский двухкорпусный теплоход-катамаран "Герой Девятаев" (1984 год, судоремонтно-механический завод в Астрахани), суда на подводных крыльях "Восход-51" (1986 год, завод в Феодосии, пережил посадку на мель в 2022-м) и "Восход-74" (1990 год, Феодосия).

Обыск в министерстве и ВИП-свидетели

Договор купли-продажи был подписан 12 декабря 2023 года. А на следующий день эту сделку путем заочного голосования одобрили все члены совета директоров: глава совета и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин (ныне и. о. вице-премьера РТ), начальник отдела ЖКХ и транспорта аппарата Кабмина РТ Фаиль Салихов, помощник главы Татарстана Рустэм Мерзакреев и гендиректор АО "Флот РТ" Роман Лизалин.

По мнению силовиков, никакой осмотр приобретаемого имущества членами совета директоров не проводился — ни к причальной стенке Казанского речпорта, ни на базу в Чистополь перед подписанием документов не ездили. Опирались на поступивший отчет оценщика из ООО "Арт-эксперт", аккредитованного в Минземимуществе РТ. Причем приглашенный специалист почему-то оценил по одной и той же стоимости и судно, стоящее на берегу, и частично затопленное.

По данным проверяющих, первоначально список от СК "Татфлот" был значительно шире — он включал и затонувшие пассажирские суда, однако позднее эту часть исключили. В том числе из-за сложностей оценки технического состояния. Да и опять же, зачем перекладывать на бюджет еще и затраты по подъему "утопленников"? При этом стоящие у берега в полузатопленном виде объекты в договоре остались.

Зато у мест стоянки ржавой флотилии еще в мае побывали члены республиканской межведомственной группы по противодействию коррупции. А уже после них — оперативники экономической полиции, прокуроры и чекисты. О плачевном состоянии свежих покупок "Флота РТ" недавно сообщалось на антикоррупционном брифинге, где демонстрировали снимки ржавого "Метеора", оставшегося без двигателей теплохода "Герой Михаил Девятаев" и полузатопленного пассажирского судна на 138 мест.

— Потребуются большие средства для того, чтобы это отремонтировать, поставить на ход... Да, это только часть того, что они приобрели. Были другие суда — больше миллиарда было потрачено — они исправны, регулярно выходят в рейс. Но вот это не ложка, а ковшик дегтя в бочке меда, — отмечал замначальника антикоррупционного управления при раисе Татарстана Рустам Гаязов, поделившись еще рядом выявленных в новой республиканской компании нарушений, включая переплату по услугам подрядчика ремонта старых судов и выполнение части операций силами экипажей.

Что касается дела в отношении неустановленных должностных лиц, то, если верить близким к следствию источникам, статус подозреваемого в нем пока никто не получил. Участников сделки пока допросили в качестве свидетелей. А еще навестили с обысками и выемками Минземимущество РТ, "Флот РТ" и компанию-продавца.

К слову, в рамках все того же договора "Татфлот" передавал имущество на 200 млн рублей с лишним — включая здания и транспорт, в том числе такой, который не вызвал претензий у проверяющих.

Лизалин: "Эти суда и 150 лет прослужить могут"

Гендиректор АО "Флот РТ" согласился прокомментировать неприятную историю с уголовным делом. По словам Романа Лизалина, в компании к этому отнеслись спокойно — потому что видят перспективы использования даже старой техники. "В Европе есть суда, которые 100 и больше лет служат. И эти прослужат — при должном уходе и модернизации", — рассуждает он.

— Мы разработали дорожную карту и занимаемся ремонтом и восстановлением всей техники. Думаю, сможем вернуть на воду практически все суда, — рассказал "Реальному времени" Лизалин, капитан "Арабеллы", которая в 2011-м первой подошла к месту крушения теплохода "Булгария" и приняла 79 дрейфующих на плотах и спасжилетах пассажиров. 122 человека в тот день погибли.

По словам главы компании, на момент подписания договора большая часть простаивающей техники находилась под обременением, поэтому провести перерегистрацию удалось лишь в феврале 2024-го. После чего стали активно готовиться к сезону.

"Огромное количество работы провели силами команды. Если бы не люди, которые меня окружают и которых удалось привлечь, не видать нам этой навигации. Были отремонтированы три единицы судов. В том числе поставили на крыло "Восход-51" (неработоспособный, по версии СК, — прим. авт.), который стоял несколько лет после аварии — у предыдущего собственника он сел на мель. С будущего года планируем запускать его в рейсы. Провели докование теплоходов "Павел Миронов" и "Адмирал". При этом "Механик Каргин", в прошлом — "Восход-72", в эту навигацию совершал ежедневные рейсы", — поделился результатами гендиректор "Флота РТ".При этом Роман Лизалин подчеркнул — есть задача вернуть технику, но не во вред безопасности.

— Мы же не отказываемся от новых теплоходов. Но их строительство без господдержки невозможно. И один новый "Метеор" стоит 550 млн рублей и более. А вот в старый "Омик" (по договору приобретены два — каждый за 4,6 млн рублей, — прим. авт.) даже в самом плохом случае, если 150 млн в него вложить, — будет как новое судно. А за аналогичное нужно около 600 млн. Так что при должном внимании и вложении средств старые суда 150 лет прослужат! В Европе примеры есть, — рассуждает бывший капитан.