Египет всё забыл. Как сейчас живут родственники погибших в теракте над Синаем 9 лет назад

Родственники злополучного рейса до сих пор дважды в год получают письма из Следственного комитета России, в которых снова и снова сообщается о продлении срока предварительного расследования уголовного дела.

Египет всё забыл. Как сейчас живут родственники погибших в теракте над Синаем 9 лет назад
© runews24.ru

Теракт, в результате которого погибли 224 человека, совершила организация ИГИЛ, признанная в России террористической. Но для родственников находившихся на борту разницы нет, ведь их детей, матерей, братьев, сестер уже никто не вернет.

Надеются ли они когда-нибудь узнать имена виновных и обстоятельства происшествия?

 

Что известно о пассажирах

 

Самой младшей пассажирке того рейса было всего 10 месяцев — Дарина только-только научилась уверенно стоять. Ее фото разместила в соцсетях мама, когда семья отправлялась на отдых из аэропорта Пулково. Этот снимок позже станет неофициальным символом трагедии.

Самой старшей пассажиркой была 77-летняя Ираида Александровна Иванова. И между этими двумя — еще 27 детей, а также людей разных возрастов.

 

 

Сердце чувствовало

 

Ирина Захарова, у которой в результате теракта погибла дочь, входит в инициативную группу, которая борется за то, чтобы правда о теракте стала известна.

В беседе с «МК» она сообщила, что не все тела на месте катастрофы были обнаружены. Помимо опознанных тел, найдены 715 фрагментов останков.

Нам пришлось сражаться даже за то, чтобы эти неопознанные останки захоронить в братской могиле. А их могли бы просто утилизировать.

У погибших на том рейсе сейчас две могилы. Одна официальная, где захоронены опознанные останки, и вторая — братская на Серафимовском кладбище.

У Ирины за плечами богатый опыт, который помогает сейчас добиваться справедливости. Она была директором школы, а также четыре раза избиралась депутатом в местные органы самоуправления. Именно благодаря настойчивости Ирине и другим пострадавшим удалось создать фонд помощи «Рейс 9268», который и занимается отстаиванием прав.

 

Родственники погибших в теракте вынуждены отстаивать свои права до сих пор

 

На борту вместе с дочерью Ирины Эльвирой находилась общая знакомая с 5-летним сыном. Муж Эльвиры не смог поехать из-за работы.

Ирина Захарова вспоминает:

Она пришла ко мне занять денег на отпуск. Я сказала: не дам. На что угодно, но не на Египет. Как будто сердце чувствовало.

 

Будет ли раскрыта правда?

 

То, что авиакатастрофа была результатом теракта, сперва не признавали. Расследование вели специалисты из России, Египта, а также привлекали международных представителей.

В России были открыты уголовные дела по двум статьям, не связанным с терактом. Это «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна» и «Нарушение правил безопасности работы транспорта».

По словам Ирины Захаровой, следователь, который вел дело и общался с родственниками, даже после увольнения из органов помогает им. А на тот момент многих мало интересовали результаты расследования, потому что приходилось опознавать поступавшие останкию

Если бы в Египте было оборудование для хранения останков, то сохранилось бы больше. Там ведь очень жарко.

От тел семерых пассажиров не нашли даже фрагментов останков. Еще 715 фрагментов не смогли опознать.

 

Обнаружить в этом хаосе все останки не удалось

 

Дело было переквалифицировано по статье «Теракт» только в январе 2016 года — более чем через год после катастрофы. В постановлении СКР сказано, .что теракт совершен «с целью принудить органы государственной власти РФ прекратить антитеррористическую операцию в Сирии».

Принципиальный момент в том, что потерпевшим положены выплаты, но пока продолжается расследование, их не будет. Также известно, что Египет не признал факт теракта и собственной вины в произошедшем.

По словам Ирины, в 2019 году к родственникам погибших неофициально обратился представитель египетского туроператора. Они предлагали выплатить семьям по 80 тысяч долларов. Но это произошло на фоне запретов полетов в Египет, в результате чего та сторона потерпела убытки.

Но денег никто так и не получил.

Потом грянула пандемия, а затем отдых в Египте был разрешен. И больше с нами не связывались, - отметила Ирина.

 

Дело не в деньгах, а в ответственности государства

 

Ирина сообщила, что компенсации по статье 18 ФЗ 35 «О противодействии терроризму» никто из родственников не получил. Одна чиновница в Питере вообще назвала все их документы липовыми:

Мне сказали — с чего вы взяли, что ваши родственники погибли в теракте. Тогда вам бы выплатили миллион рублей. А если его нет, то это не теракт, вас обманули, и документы у вас липовые.

Тем не менее, потерпевшие получили по миллиону материальной помощи от губернатора, а также по два миллиона от страховой компании.

То, что мы получили, мы отдали нашим родственникам, беженцам с Украины, на покупку квартиры, - рассказала Ирина.

О бабушке и дедушке погибшей 10-месячной Дарины известно, что они продали жилье в Тольятти и переехали в Петербург, ближе к мету, где захоронена их дочь и внучка.

 

Братская могила на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге

 

Собеседница издания отмечает, что родственникам не нужны деньги, но сам факт таких выплат — это факт признания государством ответственности за безопасность граждан.

Между тем, в Министерстве финансов считают, что выплаченный губернатором Полтавченко миллион — это и есть выплата по ФЗ 35. Хотя, на тот момент родственники погибших еще не были признаны потерпевшими в теракте, ведь уголовное дело по этой статье было возбуждено только через несколько месяцев.

Буквально на днях из Генпрокуратуры пришло подтверждение правоты потерпевших, соответствующие документы направлены в Минфин.