Войти в почту

Суд Татарстана поправил приговор экс-главы Лениногорского отдела СК

Накануне коллегия судей Верховного суда Татарстана с незначительными правками утвердила приговор по делу о взятках на 7 млн рублей в отношении бывшего главного следователя Лениногорска Алексея Иванова и казанского адвоката Сергея Новикова. В резолютивную часть итогового решения добавили банковские реквизиты для уплаты уголовного штрафа и уточнения относительно лишения права занимать должности в правоохранительных органах, сообщает журналист "Реального времени".

Суд Татарстана поправил приговор экс-главы Лениногорского отдела СК
© Реальное время

Напомним, в октябре 2023-го Нижнекамский горсуд приговорил бывшего ВИП-следователя Иванова к 12 годам колонии строгого режима со штрафом 10 млн рублей и лишением звания подполковника юстиции, а также права занимать госдолжности в течение 7 лет после исполнения основного наказания. Суд посчитал доказанной вину силовика в незаконном требовании двух взяток на 7 млн рублей и получении части этих сумм при посредничестве казанского адвоката Сергея Новикова. Последний получил 6 лет колонии строгого режима с дополнительным наказанием в виде лишения права работы в адвокатуре еще на 4 года.

Добиться направления дела на пересмотр либо смягчения назначенного наказания защите не удалось.

Во главе Лениногорского межрайонного следственного отдела СК Алексей Иванов отработал 7 лет. До того, как в феврале 2021-го был задержан в Нижнекамске у "Макдоналдса" после получения от казанского адвоката части взятки в 1,5 млн рублей за обещание смягчить участь обвиняемого инспектора ГИСУ по делу о провальном капремонте в детской поликлинике Лениногорска.

Вкратце о фабуле устоявшего в суде обвинения.

Эпизод 1. "Переквалификация за 4 миллиона": в июне 2020-го директора МПП "Мастер-Строй" Хамита Хасанова заподозрили в хищении бюджетных средств на ремонт детской поликлиники Лениногорска. Интересы Хасанова представлял адвокат Новиков, с которым глава следственного отдела был давно знаком. По версии обвинения, Иванов предложил Новикову передать клиенту требование о взятке в 4 млн рублей за более мягкую квалификацию его действий и невозбуждение уголовных дел по другим преступлениям, пригрозив, что в случае отказа обвинение утяжелят, а в деле появятся новые эпизоды.

Новиков согласился передать эту информацию, Хасанов сказанное воспринял серьезно, но платить отказался — денег не было. Через неделю после отказа Иванов, согласно обвинению, лично изготовил на служебном ноутбуке постановление о предъявлении Хасанову обвинения в мошенничестве по части 6 статьи 159 УК РФ. И обвиняемый через адвоката занялся поиском денег — попросил 4 миллиона в долг у знакомого бизнесмена. Тот согласился, и 27 июня Новиков приехал в Лениногорск, где по указке начальника следствия положил пакет с деньгами в арестованный Volkswagen на заднем дворе СК. А через 3 дня Хасанову переквалифицировали с мошенничества на злоупотребление полномочиями, и позже суд прекратил его дело с назначением штрафа 200 тысяч рублей.

Эпизод 2. "3 миллиона за прекращение 23 эпизодов": еще одним итогом расследования обстоятельств ремонта Лениногорской поликлиники стало уголовное дело против куратора этих работ — главного специалиста ГИСУ РТ Рустама Хуббатова. В ноябре 2020-го следователи заподозрили его в злоупотреблении полномочиями, а затем — в 23 эпизодах служебного подлога с подписанием актов приемки работ. Интересы Хуббатова тоже защищал Новиков, а свидетельствовал против куратора Хасанов. Согласно приговору, Иванов предложил адвокату обратиться к Хуббатову и Хасанову с требованием о передаче 3 млн рублей — за прекращение 23 эпизодов подлога и квалификацию действий сотрудника ГИСУ по статье о халатности, а также отказ от более тщательных проверок и от возбуждения новых дел по объектам МПП "Мастер-Строй". Новиков передал требование Хасанову, а тот поделился с Хуббатовым и своим братом. После чего написали заявление о происходящем в УФСБ по Татарстану.

Приговор Иванову и Новикову числился не вступившим в силу больше года — апелляционная инстанция дважды снимала дело с рассмотрения и возвращала в Нижнекамский горсуд. При этом осужденный экс-глава отдела СК ранее заявлял отвод всему составу Верховного суда Татарстана, настаивая на рассмотрении апелляционных жалоб в суде иного субъекта РФ. Вчера он повторно заявил о недоверии апелляционной коллеги и объяснил:

"Во время работы Следственном комитете РФ с моим участием проводились проверки и расследовались дела в отношении судей и председателей судов, в частности — председателя Лениногорского суда (дело не возбуждалось, не было даже ходатайства о согласии на преследование в ВККС РФ — прим. ред.), процессуальная проверка в отношении прокурора Черемшанского районе, расследовал дело главы района, который был отцом руководителя одного из подразделений аппарата прокуратуры..."

Кроме того, Иванов заявил: основанием для недоверия является и факт общения между бывшим сотрудником следствия Новиковым и целым рядом судей Верховного суда РТ — выходцев из силовых органов. Ходатайство об отводе поддержал адвокат осужденного Сергей Орлов. Новиков и его защитник Айдар Закиров оставили вопрос на усмотрение суда. Представитель прокуратуры РТ выступил против. Судебная тройка ходатайство отклонила и перешла к рассмотрению жалоб.

Помощник прокурора Нижнекамска внес представление с требованием указать в резолютивной части приговора те самые реквизиты для оплаты штрафа. Тогда как осужденные и их адвокаты требовали отмены незаконного приговора. Акцент сделали на легитимности большинства оперативно-разыскных мероприятий сотрудников УФСБ, результаты которых легли в основу обвинения и приговора.

Так, по мнению защиты, за согласием на проведение ОРМ в отношении жителя Ново-Савиновского района Новикова чекисты имели право обращаться в суд этого района, либо в Вахитовский — по месту нахождения управления ФСБ. Однако санкция была получена в Приволжском райсуде, без согласия вышестоящей инстанции на изменение подсудности. Кроме того, подчеркивалось при проведении таких опермероприятий с участием Хасанова записывающее устройство находилось у него аж 59 дней — с 22 декабря 2020-го по 18 февраля 2021-го, а не изымалось после каждой встречи с Новиковым. Также на заседании прозвучали подозрения в адрес оперативников о ведении несанкционированной судом прослушки телефонных переговоров и еще ряде нарушений, которые, по мнению адвокатов Закирова и Орлова, не получили никакой оценки в приговоре Нижнекамского суда.

При этом в доводах жалоб прозвучало, что бывший начальник Лениногорского отдела СК Алексей Иванов частично признал вину по второму эпизоду дела, заявив, что полученные средства предназначались для погашения задолженности строительной компании, которая занималась ремонтом здания следственного отдела.

Повторяться на заседании осужденный не стал: "Я подробно изложил свою позицию по получению денег от Новикова по второму эпизоду и отсутствие события преступления по первому. Прошу суд учесть все доводы и принять законное и обоснованное решение".

Бывший следователь и адвокат Сергей Новиков лишь поддержал позицию своего адвоката, просившего заменить реальный срок условным с учетом смягчающих обстоятельств, включая полное признание вины на предварительном следствии.

Оба осужденных участвовали в заседании по видеосвязи с татарстанским СИЗО-5. Результат разбирательства они намерены обжаловать в кассации.