Войти в почту

Пилот врезался в дом из мести жене, погибли невинные дети: детали трагедии

Воскресным утром в панельную пятиэтажку в одном из спальных районов Новосибирска врезался самолет Ан-2, известный в народе как кукурузник. После этого в здании начался пожар, погибли несколько человек, в том числе малолетние дети. Голову пилота нашли на лестничной клетке, двигатель самолета проломил перекрытия и рухнул на детскую кроватку в одной из квартир. Позже выяснилось, что причиной трагедии стала месть пилота своей супруге. Что случилось и в чем причина происшествия — в материале NEWS.ru.

Как самолет протаранил хрущевку

В 08:16 по местному времени 26 сентября 1976 года дом № 43/1 по улице Степной в Новосибирске содрогнулся от взрыва. В районе лестничной клетки первого подъезда между третьим и четвертым этажами фасад хрущевки протаранил самолет Ан-2, которым управлял 24-летний пилот Западно-Сибирского Управления гражданской авиации Владимир Серков. Он и несколько жителей пятиэтажки погибли.

Вот как описывалось случившееся в материалах расследования: «Стена была пробита. Двигатель отделился от самолета и упал на лестничную площадку третьего этажа. Самолет был заправлен 800 литрами бензина. Топливо вытекло на лестничную клетку, воспламенилось и стекало вниз до первого этажа. Самолет упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел. В доме начался сильный пожар. Пожарные расчеты прибыли на место происшествия через пять минут. Пожар был ликвидирован через 57 минут. Спасение жильцов дома в связи с невозможностью эвакуации по лестничной клетке производилось через оконные проемы с использованием лестниц и натянутых мягких трапов».

Эвакуацию жители оперативно смогли устроить сами: как вспоминают очевидцы, кто-то догадался сбросить из окон одеяла и простыни, его примеру последовали соседи. Другие жильцы, которые оказались во дворе, растянули постельное белье, чтобы использовать его как батут и ловить прыгающих людей.

Что рассказывали о трагедии местные жители

Одна из местных жительниц Антонина Степановна вспоминала, что в день трагедии вместе с мужем возвращалась с дачи. Когда они подошли к дому, кругом все горело, во дворе лежали обломки самолета, а в стене дома была огромная дыра. Увидев это, женщина побежала к себе в квартиру, где находился ее отец.

«Отец лежит: „Дочка, война началась, ты посмотри, все пылает огнем“. И вот как отец слег, так больше не вставал. В январе [1977 года] умер. Он всю войну прошел, а тут самолет этот», — вспоминает женщина.

Другая жительница дома Валентина рассказала, что проснулась от криков: «Прыгайте, прыгайте! Быстрее, если все рухнет, погибнете». По ее совам, «паника была страшная», жильцы «из окон детей выкидывали, сами прыгали и разбивались, ноги себе ломали».

«В то воскресенье мы с папой шли утром на огород, а у дома на Степной уже работали пожарные, выставляли оцепления. Проводилась эвакуация, и работали спасатели. В моей детской памяти отложилось, что говорили, якобы летчик встал на крыло и кричал: „Прощайте, товарищи!“ Вот такие сплетни. Уже вечером, возвращаясь с огорода, мы видели, как часть обгоревшего дома закрыли брезентовыми полосками, а оцепление расширили. Приезжали машины с досками для установки забора», — вспоминает очевидец трагедии Андрей Грищенко.

Одна из местных жительниц рассказывала, что разрушенный фасад накрыли «черным брезентом или тентом», поскольку «в то время людей берегли от негативной информации, все замалчивали и прятали». О происшествии в тот же день первой сообщила радиостанция «Голос Америки» (внесена Минюстом РФ в список иноагентов). В советских средствах массовой информации инцидент не обсуждали, впервые отечественная пресса написала о нем через 25 лет — в 2001 году.

Самолетный двигатель упал на детскую кровать

По официальным данным, жертвами трагедии стали пять человек. В их число вошли пилот Владимир Серков, а также жильцы дома: 25-летняя Галина Дегтярева и двое ее племянников — четырехлетний Александр Тяпкин и его шестилетний брат Олег, еще одним погибшим стал четырехлетний Егор Пушенко, он умер от полученных ран 4 октября 1976 года.

Мать братьев Тяпкиных скончалась через неделю после гибели детей от сердечного приступа, вскоре от неназванных причин умерла и мать Егора Пушенко. Эти две женщины не вошли в официальный список погибших в результате тарана самолета.

По словам Андрея — сводного брата Олега и Александра Тяпкиных, — в момент взрыва дети спали в квартире бабушки на четвертом этаже дома — на их кровать упал самолетный двигатель. В то утро в гости к Тяпкиным зашла их родственница Галина Дегтярева, которая жила в соседнем подъезде, и тоже была убита взрывной волной. Из всех, кто был в квартире, в живых осталась только бабушка, которая выпрыгнула из окна, сломав обе ноги и правую руку.

Что осталось от пилота

Рядом с Тяпкиными жили Маргарита и Владимир Пушенко со своими детьми — четырехлетним Егором и годовалой Анной. Утром 26 сентября 1976 года они собирались на дачу. В момент взрыва Владимир был в туалете, он успел выбежать из квартиры с младшей дочерью. Его сын и жена умерли от ожогов.

«Весь этот бензин на них жахнул. Их в больницу увезли. Там ожогов 70–80% было. Ритка вся забинтованная в кресле сидела, не говорила. Егорка через неделю умер. Так вот, когда Егорка умер, Ритка заговорила. Сказала, что скоро уйдет за ним. Так и произошло», — вспоминал бывший сосед семьи Пушенко.

Обгоревшее тело летчика Владимира Серкова нашли на лестничной клетке между третьим и четвертым этажами. Его оторванную голову обнаружили возле подъезда — туда ее отбросило взрывом.

Всего пострадали 11 человек. Кто-то получил ожоги, кто-то — травмы, прыгая из окон. Было повреждено 30 квартир.

Был болен, пытался отомстить жене

В ходе расследования выяснилось, что таран случился по вине летчика Владимира Серкова, имеющего «нервно-психическую неуравновешенность», связанную с «конфликтом в семье и скрываемым заболеванием нервной системы».

Совершая таран, командир воздушного судна хотел отомстить жене Татьяне и ее родителям, жившим в доме на улице Степной, к которым она незадолго до трагедии ушла с двухлетним ребенком. По свидетельствам местных жителей, квартире, в которую целился Серков, досталось меньше всего. Его жены и ребенка в тот момент там не было, теща, увидев самолет, якобы вышла во двор, а тесть отделался незначительными травмами.

«По-видимому, летчик решил отомстить своей супруге. Однако никого из членов ее семьи в момент тарана в доме не оказалось. <...> За последнее время в его семье сложились ненормальные отношения с женой. 20 сентября 1976 они подали заявление на развод. Им были вручены повестки в суд на 30 сентября 1976 года», — говорится в материалах расследования.

Что происходило между Серковым и его женой перед трагедией

Также по официальной версии, вечером перед трагедией летчик ударил свою супругу, увидев, как Татьяна разговаривает с каким-то мужчиной. По ее словам, это был знакомый, с которым женщина общалась не более трех минут. Конфликт продолжался в квартире ее родителей, где Серков продолжил бить жену, пока его не остановила теща.

По утверждениям очевидцев, за день до инцидента Владимир Серков измерял расстояние в шагах от окон тестя до большого тополя, растущего рядом. Якобы из-за этого дерева пилот промахнулся мимо квартиры, где жили родители его жены. Подлетая к дому, Серков понял, что рискует врезаться в дерево, и зашел на второй круг, сбив по пути несколько телеантенн на крышах соседних зданий. В итоге камикадзе пришлось отклониться от курса и направить самолет в подъезд.

Пилот оставил своей матери записку, где объяснил свои намерения. Причиной решения Серков назвал то, что конфликт с женой стал «последней каплей, переполнившей чашу».

За что Серкова могли снять с летной работы

В то утро он прибыл в аэропорт и почти за три часа до заявленного по графику времени вылета прошел медицинский контроль. Не пройдя предполетной подготовки, он получил судовые документы на самолет. Далее, как следует из материалов расследования, он «произвел самовольный взлет». Авиадиспетчерам на запрос «А вы куда пошли?» летчик не отвечал несколько минут, а затем передал: «Ищите меня по улице Степной, дом 43/1, прощайте, моя фамилия Серков».

Также в материалах расследования утверждалось, что в 1971 году у Владимира Серкова случился эпилептический припадок. В 1974 и 1975 годах он получал бытовые травмы головы, сначала упав с дерева, когда ходил в лес, в следующий раз — когда его случайно вытолкнули из автобуса пассажиры. Жена пилота рассказывала, что после этого супруг часто жаловался на головные боли и постоянно носил с собой обезболивающие лекарства, но за медпомощью не обращался, опасаясь снятия с летной работы. Также супруга Серкова рассказывала, что он «неоднократно симулировал самоубийство».

По данным издания «КП-Новосибирск», по одной версии, Серкову грозило понижение до простого техника из-за любви к алкоголю, а по другой — он оставался у руководства на хорошем счету.

Что сейчас с домом и выжившими людьми, связанными с трагедией

По словам местных жителей, пострадавший от авиационного тарана пятиэтажный дом восстановили довольно быстро. На время ремонта людей отселили во временное жилье, но к марту 1977 года вернули в пятиэтажку, которая стоит в Новосибирске по сей день.

Тесть летчика-камикадзе Самуил Котов некогда работал в домоуправлении. После катастрофы родственники Владимира Серкова переехали из дома на Степной улице, и больше их там никто не видел. Есть сведения, что они переехали в центр Новосибирска.

Бывшая жена Владимира Серкова вышла замуж за сотрудника милиции, родила дочь, но вскоре развелась с ним. Где живет сейчас сын летчика, устроившего таран, неизвестно.

Какой еще подобный случай был в СССР

За четыре года до трагедии в Новосибирске похожий случай произошел в Ворошиловграде (ныне — Луганск). Там 27 марта 1972 года самолет Ан-2 врезался в жилой дом. В результате погиб пилот Тимофей Шовкуров, который фактически угнал кукурузник и направил его на собственную квартиру. В доме никто не пострадал.

В ходе расследования инцидента выяснилось, что Шовкуров постоянно ссорился с супругой, нередко дело доходило до рукоприкладства. Последний семейный конфликт разразился накануне инцидента. Впоследствии супруга летчика заявляла, что он поговаривал о возможном таране с использованием самолета, но руководство авиаотряда плохо знало моральные качества подчиненных, на работе об этом не знали.

Согласно результатам расследования, причиной инцидента стало нервное расстройство Шовкурова на почве семейных проблем.

Читайте также:

«Страшное дело»: эксперты — о действиях экипажа Airbus А320, севшего в поле

Бермудская область: почему под Иркутском 90 лет регулярно падают самолёты

Виртуальность и «каннибализм»: чем чревата перестройка авиаотрасли

Летать самолётами РЖД: что ждёт российскую авиацию после санкций

Следствие отказалось от сбоя: зачем крушение SSJ 100 «повесили» на пилота