Мог ли бытовой аэрозоль от мух стать причиной гибели четырех детей из Красноярска?

Обновлено в 18:06

Мог ли бытовой аэрозоль от мух стать причиной гибели четырех детей из Красноярска?
© BFM.RU

Прокуратура Красноярского края назвала основную версию отравления семьи, в которой погибли четверо детей: это использование дихлофоса. Установлено, что дом, где жили мать, отец и их дети, накануне трагедии обрабатывали ядом от насекомых. Говорилось об аэрозоле «Варан» производства новосибирского завода «Сибиар». После обработки дом проветрили, но утром всем жильцам стало плохо, появились симптомы кишечного отравления. В больнице смогли спасти только родителей.

Следствие рассматривает две основные версии смертельного отравления красноярской семьи. Первая — употребление в пищу продуктов питания с неизвестным веществом общетоксического действия, вторая — отравление парами инсектицидного аэрозоля. При этом красноярский Следственный комитет сообщает, что не нашел вредных веществ в курице и пельменях, а также в других продуктах, изъятых из дома. Удалось выявить только следы вещества, вероятно входящего в состав дихлофоса. Может ли спрей от мух привести к серьезному отравлению и почему токсин, который мог попасть в еду, все еще не обнаружили? Говорит судебный эксперт-химик, кандидат химических наук Дмитрий Гладышев:

Дмитрий Гладышев судебный эксперт-химик, кандидат химических наук «Если это в рвотных массах, тогда это была пища или вода, куда так нормально налили дихлофоса. Так, чтобы умереть, я не знаю, сколько надо действительно вылить, это надо концентрации посмотреть дихлофоса, сколько у них там нашли в этих рвотных массах. Если это в следах, то тогда фигня полная. Дело в том, что дихлофос, форма выпуска — это аэрозоль, либо спрей, либо клейкая лента, либо ловушка для тараканов. Тогда должны были взять это вещество и распылить в какую-то пищу или себе в рот пшикнуть, это какой-то специфический способ, то есть это маловероятно, так, чтобы случайно это употребить. Плюс там специфический вкус будет у этой штуки, никто ловушку для тараканов жевать же не будет. С точки зрения того, что не определили, вот смотрите, как химик определяет: если он не видит какие-то вещества, он химик, он просто работает на определение веществ, скрининг проводит всего и вся. В основном смотрит всякие сильнодействующие и ядовитые вещества. Если он не видит, скажет: «Я ничего не вижу». Но вот бактерии он не определяет, поэтому исключать ничего нельзя».

В то же время в красноярском СК сообщили, что, по предварительным данным, в организме погибших детей и их отца следов инсектицида от насекомых не было обнаружено.

Средство «Варан» — бытового назначения. Для человека такие вещества не опасны, утверждают опрошенные Business FM специалисты. То, что случилось, больше похоже на острое отравление ядами первого класса опасности, считает исполнительный директор ассоциации «Дезинфекция и пест-контроль», медик по образованию Наталья Афлитонова:

Наталья Афлитонова исполнительный директор ассоциации «Дезинфекция и пест-контроль» «Там целевые насекомые-то не умирают, а люди тем более. Мы работаем с профессиональными концентрациями. В нашем профессиональном сообществе бытовые средства считаются вообще неэффективными, потому что действующего вещества всегда мало. Знаю случаи, когда дезинфекторы забывают маски и работают в профессиональных дозировках, — у них будут кашель, слезотечение, но поражаются верхние дыхательные пути. Аэрозольный метод не попадает так глубоко внутрь. Он не всасывается кожей, тем более если говорили о том, что глава семьи накануне травил. Невозможно аэрозольно получить такую дозировку яда, чтобы это было причиной смерти. Нужно искать другую причину. Острое воздействие — это яды первой группы опасности. Инсектициды, которые мы используем и которые выпускает Новосибирск, — это четвертая [группа], это малоопасный яд».

Сам дихлофос не может привести к гибели человека. Но вот фосфорорганические соединения, к которым он относится, — это сильнодействующие яды, указывает доктор химических наук, профессор, заместитель декана химического факультета МГУ имени Ломоносова, эксперт аппарата генерального секретаря ООН, член совета Ассоциации специалистов по химико-токсикологическому и судебно-химическому анализу Игорь Родин:

Игорь Родин доктор химических наук, профессор, заместитель декана химического факультета МГУ имени Ломоносова, эксперт аппарата генерального секретаря ООН, член совета Ассоциации специалистов по химико-токсикологическому и судебно-химическому анализу«Отравление такими веществами может быть достаточно вероятным сценарием, поскольку эти соединения изначально разрабатывались как сильнодействующие яды. И среди веществ из группы фосфорорганических соединений, органических производных фосфорной и фосфоновой кислот есть вещества, которые использовались, например, в гитлеровской Германии в качестве отравляющего вещества в концентрационных лагерях. Например, табун, который по структуре довольно близок к дихлофосу. Поэтому при проведении экспертизы эти соединения технически сложно отличить друг от друга. Эти вещества в организме быстро подвергаются распаду, поэтому в течение небольшого времени с момента интоксикации сами вещества в организме исчезают, остаются только их метаболиты. Найти их бывает проблемно».

Также региональный Следком рассматривает другие возможные версии: отравление курицей и пельменями, приобретенными в сельском магазине, и отравление продуктами собственного хозяйства.

Кроме того, правоохранители анализируют внутренние отношения в семье, психическое состояние ее членов, а также не осложняли ли жизнь домочадцам кредиты.