КВС уволился, самолет разбирают: с момента аварийной посадки А320 под Новосибирском прошел год

12 сентября прошел ровно год после аварийной посадки лайнера А320 «Уральских авиалиний» в пшеничном поле под Новосибирском. Какие выводы были сделаны по результатам расследования авиаинцидента и что будет с поврежденным самолетом. Об этом в нашем материале.

В ночь на 12 сентября 2023 года Airbus А320 авиакомпании «Уральские авиалинии» с регистрационным номером RA-73805 вылетел из аэропорта Сочи и взял курс на Омск. Лайнер выполнял регулярный рейс № 1383. Управляли самолетом: командир воздушного судна 32-летний Сергей Белов и 56-летний второй пилот Эдуард Семенов. В салоне работали четверо бортпроводников. Всего на борту находились 159 пассажиров, включая 23 ребенка.

Полет до сибирского города проходил штатно. Примерно через три с половиной часа экипаж начал заход на посадку. Однако пилоты были вынуждены его прервать из-за отказа «зеленой» гидросистемы. При этом КВС запросил погоду в аэропорту Новосибирска.

Экипаж принял решение следовать в Толмачево. А320 с выпущенными шасси ушел на запасной аэродром. Но когда до нового пункта назначения оставалось около 200 километров, пилоты доложили на землю о том, что дотянуть до Новосибирска не получится из-за нехватки топлива. Белову и Семенову пришлось срочно искать ровную поверхность для приземления. В итоге они решили сажать лайнер в пшеничном поле. В 9:44 утра по новосибирскому времени уральский Airbus совершил там аварийную посадку.

В результате авиапроисшествия никто серьезно не пострадал. Лишь четверо пассажиров обратились за медицинской помощью из-за пережитого стресса. Местные власти организовали для людей временный пункт размещения и питание.

Посадку А320 в Убинке сразу окрестили «Чудом в пшеничном поле» по аналогии с аварийным приземлением другого аэробуса «уральцев» под Москвой. Особого внимания удостоились пилоты, которых поспешно записали в герои. Общественность даже требовала наградить авиаторов. Но спустя пару месяцев страсти поутихли, а Росавиация обнародовала результаты расследования авиаинцидента. Специалисты ведомства пришли к выводу, что ЧП произошло по вине экипажа, который совершил ошибку при определении положения шасси и расчете объема топлива, необходимого для полета в Новосибирск. Горючего не хватило, из-за чего пришлось садиться в поле. При этом комиссия сочла ошибочным решение пилотов лететь на запасной аэродром без достаточного запаса топлива. Вместе с тем сама посадка в пшеничном поле в сложившейся ситуации была признана грамотным решением.

Правда, результаты первого разбора полетов, который прошел в ноябре 2023 года, были отменены, после чего расследование возобновилось. Окончательно оно завершилось в апреле. Согласно финальным выводам комиссии, причинами аварии стали: множественные нарушения и ошибки экипажа, плохая подготовка пилотов, а также серьезные недостатки в обеспечении безопасности полетов, организации летной работы экипажей в авиакомпании. По итогам расследования Росавиация рекомендовала АО «Уральские авиалинии» уволить летного директора компании Сергея Глазкова и директора по качеству Алексея Фомина.

Что касается пилотов, то бывший КВС Сергей Белов уволился из авиакомпании и впоследствии нашел работу по специальности во Вьетнаме, а Эдуард Семенов согласился пройти переподготовку и остаться в «Уральских авиалиниях».

Построенный еще в 2004 году Airbus, как оказалось, совершил свою последнюю посадку. На днях в авиакомпании сообщили о том, что борт начали разбирать. Целые детали самолета в дальнейшем планируется использовать, поврежденные либо будут ремонтировать, либо утилизируют. Одной из главных причин отказа от восстановления лайнера стал отказ концерна Airbus от обслуживания российских эксплуатантов А320.

Иван ЛУДНОВ