"Есть вопросы к Максиму Беляеву": обвиняемый по банде "Тукаевские" ждет на допрос судью

Казанский бизнесмен предъявил копию постановления о своей невиновности, подписанного в 2000-м будущим зампредом суда Татарстана

"Есть вопросы к Максиму Беляеву": обвиняемый по банде "Тукаевские" ждет на допрос судью
© Реальное время

Как стало известно "Реальному времени", в деле Верховного суда Татарстана о серии тяжких преступлений в составе банды "Тукаевские" всплыл забытый следствием документ. 24 года назад следователь прокуратуры Максим Беляев прекратил преследование Геннадия Мураткина (ныне — Кирилова) по эпизоду покушения на жизнь главы КСК КГУ "УНИКС" за отсутствием состава преступления. Для повторного привлечения Кирилова по этому эпизоду силовики должны были получать согласие суда, но не сделали этого. Теперь защита настаивает на допросе того самого следователя, успевшего облачиться в мантию судьи и отработать два срока зампредом Верховного суда РТ.

"Забытый" следствием документ стал козырем защиты

Ходатайство о вызове судьи Максима Беляева на допрос подсудимый Геннадий Кирилов и его адвокаты заявляли уже дважды. Более того, в декабре 2023-го они настаивали на отводе председательствующего судьи Айрата Ибатуллина, указывая, что его непосредственный руководитель Беляев, на тот момент — председатель коллегии по уголовным делам — зампред Верховного суда Татарстана, ранее выносил процессуальные решения по данному уголовному делу в качестве следователя.

В отводе судья отказал. Ходатайство о допросе Беляева дважды отклонил, в последний раз — в конце августа, с указанием, что "на данной стадии суд не видит в этом необходимости". Подобная формулировка не исключает возможности вызова свидетеля в мантии на более поздней стадии.

Чем для защиты важен указанный ВИП-свидетель? Ранее "Реальное время" уже сообщало, что почти 25 лет назад следователь по особо важным делам прокуратуры Казани Максим Владимирович Беляев принимал непосредственное участие в уголовном деле по факту покушения на жизнь директора университетского культурно-спортивного комплекса "УНИКС" Александра Щербакова. Именно Беляев в ноябре 1999-го общался с этим выжившим после расстрела автомобиля.

Этот же следователь 4 января 2000 года выносил постановление о прекращении уголовного дела в отношении главного тренера баскетбольного клуба "УНИКС" Евгения Коваленко за отсутствием в его действиях состава преступления. Копия данного документа имеется в материалах дела банды "Тукаевские".

Однако до недавних пор в этом деле отсутствовала даже ссылка на то, что такое же постановление Беляев 3 января 2000-го подписал, освобождая от уголовной ответственности Геннадия Мураткина (ныне — Кирилова). Хотя сам Кирилов на старте и финише предварительного следствия по делу предполагаемой банды заявлял — его задерживали в 1999 году и продержали под стражей три недели, после чего освободили за непричастностью к покушению на Щербакова.

"Постановление я тогда передал своему адвокату, себе оставил копию", — объяснял Кирилов в Верховном суде Татарстана на днях, после допроса своей жены. Та свидетельствовала — лишь недавно обнаружила копию столь важного документа в доме родителей Кирилова, среди старых бумаг и вещей.

В качестве обоснования решения о прекращении дела за отсутствием состава преступления следователь указал: "доводы подозреваемого были тщательно проверены, и его показания подтвердились в ходе допросов очевидцев преступления" — рост и возраст стрелявшего в Щербакова "не совпадает с параметрами Кирилова". Также в документе за подписью Максима Беляева говорится — причастность данного фигуранта "в качестве соучастника данного преступления также не нашла подтверждения".

— Данное постановление не было отменено, в связи с этим есть вопросы к Максиму Беляеву, — отмечает в своем ходатайстве Геннадий Кирилов, ныне обвиняемый в заказе того же покушения и организации деятельности банды "Тукаевские" и серии кровавых преступлений.

На заседании Верховного суда РТ арестованный просил приобщить копию постановления 24-летней давности в подтверждение незаконности своего уголовного преследования, а также вызвать на допрос судью Максима Беляева как бывшего следователя и свидетеля.

Адвокаты обвиняемого Алина Богатеева и Анна Гарипова позицию Кирилова поддержали. Солидарны с ними были и другие подсудимые с их защитниками. Гособвинитель Элина Ильясова изучила копию и заявила: она не заверена синей печатью и приобщать ее нельзя. На что один из участников процесса заметил — ровно такая же незаверенная копия приобщена в отношении освобожденного от ответственности Коваленко. При этом иных постановлений о привлечении и прекращении преследования в материалах почему-то нет. Хотя ряд предполагаемых участников группировки "Тукаевские", включая покойных Марата Кадырова и Радика Валитова (также известных как Мокка и Хоттабыч), задерживались в те же сроки по делу о покушении на главу КСК КГУ "УНИКС".

Председательствующий судья выяснил, по какой причине копию данного документа не представили ранее, и постановил — приобщить ее к материалам дела. Данный факт имеет юридическое и процессуальное значение, заметил он.

Вопрос о проверке подлинности документа пока не поднимался. Между тем привлечение и освобождение Кирилова по уголовному делу в 1999-м подтверждают и другие доказательства. По мнению защиты, сотрудники СК или прокуратуры могли повторно привлечь того же фигуранта к ответственности лишь с санкции суда — по ходатайству о даче согласия на отмену постановления следователя Беляева 2000 года. Но такого обращения не было.

Станет ли "забытый" документ основанием для возврата дела в прокуратуру — покажет время.

Что предъявляют подсудимым по делу банды "Тукаевские"

По версии СК и прокуратуры, в 1992—1993 годах внутри организованной преступной группы "Тукаевские" (далее — ОПГ) образовалась одноименная банда, а в январе 1993 года ее лидер приказал трем активным участникам банды убить предпринимателя Раиса Садыкова, который захотел выйти из-под криминального влияния. Киллеры подкараулили жертву у лифта в подъезде дома на улице Маршала Чуйкова и застрелили одиночным из обреза охотничьего ружья. И это лишь первый эпизод резонансного дела. Руководителем банды в указанный период силовики считают Геннадия Кирилова. Последний одновременно является фигурантом уголовного дела МВД о преступлениях ОПГ "Тукаевские".

Силовики считают, тот же Кирилов стоит за покушением на убийство Щербакова в 1999-м. Согласно обвинению, директор КСК отказался платить дань и Кирилов предложил заняться устранением криминальному авторитету Ринату Фархутдинову из группировки "Хади Такташ", обещая 10 тысяч долларов. Ринтик согласился и привлек к этому преступлению Анатолия Новицкого, вместе с которым занялся слежкой за "объектом", получив от заказчика информацию, где тот бывает. В ночь с 3 на 4 ноября Фархутдинов привез Новицкого на Кремлевскую, к зданию "УНИКСа", где последний, дождавшись жертву, открыл огонь.

О раскрытии этого преступления опера и следователи сообщили лишь в 2020-м, получив явку с повинной от Фархутдинова, отбывающего пожизненный срок в колонии "Черный дельфин" за преступления "хадишенских". В 2021-м Ринтик получил за участие в покушении на Щербакова 8 лет колонии и остался на пожизненном сроке, при этом на суде он открестился от повинной и полного признания вины и заявил — оперативники обманули его: "Мне обещали, что дело закроют за истечением срока давности, поскольку и заказчик, и исполнитель (Новицкий, — прим. ред.) мертвы. Однако дело не закрыли по причине того, что Кирилов Гена, которого я оговорил, оказался жив и здоров. Я утверждаю, что ни Мураткина, ни Кирилова в 99-м году я не знал".

На допросе в Верховном суде РТ Ринтик от этих показаний отказался.

В данный момент по делу банды "Тукаевские" судят семерых. Им вменяют еще три убийства 1997—2002 годов на фоне борьбы за лидерство в своей группировке и расправы с отступниками. По версии следствия, одного застрелили на лестнице в доме на Габишева, другого похитили и удерживали на чердаке дома по улице Тукая, избивая арматурой, а когда выбросили у больницы, врачи его спасти не смогли. Третьей жертвой силовики считают представителя ОПГ "Даниловские", входившего в состав "Тукаевских", — мужчину изгнали за потребление наркотиков, а узнав о вынашиваемых им планах мести, расстреляли в автомобиле.

Вину подсудимые отрицают. Заметим, дело банды "Тукаевские" в СК было возбуждено в период завершения следствия сотрудниками МВД по делу одноименного ОПС — о сериях вымогательств, афер, поджогов и организации незаконной миграции. Руководителем ОПГ в указанный период силовики считают Геннадия Кирилова, арестованного в 2017 году по полицейскому делу ОПС "Тукаевские". На момент ареста Кирилов занимался бизнесом, в числе его проектов была казанская стройка ЖК "Острова".

Обвинение "тукаевскому" авторитету Анатолию Агрбе предъявили заочно — после того как он покинул страну. Зять последнего — экс-начальник подразделения БОП МВД по РТ Ильнар Залялов получил 10 лет колонии строгого режима за мошенничество и взятку от другого фигуранта дела ОПС Наиля Шайхутдинова.

"Цензура" в законе: как судья вопросы защиты снимал

Сторона обвинения представляла доказательства против подсудимых с апреля 2023-го по май текущего года. В июне настал черед защиты. На последнем заседании адвокаты Кирилова обеспечили явку пенсионера МВД Михаила Федотова — бывшего замначальника криминальной милиции отдела милиции "Япеева". Он припомнил — лично в ночь покушения на директора КСК на место не выезжал.

"Насколько знаю, туда ездили Максим Беляев, прокурор-криминалист Владимир Карузин (позже — первый замруководителя Следкома по РТ), <Павел> Гетманский там был (тогда — начальник ОМ "Япеева"). Гетманский с Щербаковым были знакомы", — сообщил свидетель.

Федотов рассказал: Мураткина (Кирилова) задерживали тогда, в 1999-м, по указанному покушению. Но не его одного:

— Мураткин, как я помню, арендатором в "УНИКСе" был. И задерживали по этому преступлению сотни людей — и группировщиков, и наркоманов. И старшего тренера — Щербаков прямо на него указывал, якобы это его заказ.

— А каким образом устанавливалось, причастен ли Кирилов к покушению? — попыталась уточнить адвокат Алина Богатеева.

— Вопрос снимается — он касается оперативно-разыскной деятельности, а согласно постановлению Конституционного суда, допрос сотрудника полиции об обстоятельствах, которые стали ему известны из оперативных источников, является недопустимым доказательством, — сообщил председательствующий Айрат Ибатуллин.

Далее судья Верховного суда не позволил свидетелю ответить еще на ряд вопросов адвокатов: "Подтвердилась ли причастность Кирилова к преступлению?", "Не говорил ли Щербаков о конфликтных отношениях с участниками группировки "Тукаевские" и лично с Кириловым?", "Имелись ли сведения, что Кирилов связан с "Тукаевскими"?", "Попадал ли он в поле зрения милиции до задержания в связи с "Тукаевскими"?" и "Имелись ли на конец 90-х сведения, что за покушением на Щербакова стоит эта группировка?".

Председательствующий отклонял вопросы с уже звучавшей ссылкой на недопустимость показаний либо называл их не имеющими отношения к существу предъявленного обвинения. При этом за короткий допрос успел сделать несколько замечаний адвокату с занесением в протокол и в итоге прекратил допрос пенсионера МВД — у других участников процесса вопросов к Федотову не было.

Неснятых вопросов была лишь парочка. Из ответов следовало — свидетель знал Радика Валитова и Марата Кадырова. "Это "Тукаевские", эти наркоманы тоже задерживались, кстати. Там еще — оба задерживались. Там еще десятки людей задерживались — "Тукаевские", "Кировские", — отмечал он.

При этом Федотов заявил: знает Наиля Шайхутдинова, но как коммерсанта и одного из арендаторов помещений в "УНИКСе", а не группировщика.

Примечательно, что в феврале 2024-го при допросе оперуполномоченного угрозыска МВД по РТ Иванова в качестве свидетеля защиты судья вопросы не снимал. Опер сообщил: как примерно в 2021 году выезжал по поручению следствия с одним из свидетелей дела Гайнетдиновым в поселок Нагорный, и тот показывал место, где проводилась тонировка автомобиля позже убитого Аюпова. Позднее в своих возражениях на судебный допрос этого оперативника адвокаты указывали — сам Гайнетдинов на следствии и в суде ни о каком выезде на место не рассказывал, да и протокола с проверкой его показаний в деле не имеется. По мнению защиты, прокуратура вызвала Иванова, чтобы восполнить пробелы в показаниях другого свидетеля, что как раз таки и является недопустимым, согласно позиции Конституционного суда РФ.

Вызванный на днях в качестве свидетеля защиты Зуфар Шарипов в конце 90-х был адвокатом Кирилова на следственных действиях. Однако обстоятельства своего участия в данном деле Верховному суду РТ Шарипов изложить не смог.

"Вопрос снимается — не по существу обвинения! Открыли обвинение — там предъявлены Кирилову бандитизм, убийство, покушение — по ним и задаем вопросы", — объяснял свою позицию судья Айрат Ибатуллин.

К "несущественным" вопросам отнесли такие: "Осуществлял ли Шарипов защиту Кирилова по делу о покушении на Щербакова?", "Был ли адвокат знаком с Кириловым ранее?", "Что известно о задержании Кирилова по подозрению в этом преступлении?", "Какие следственные действия с ним проводились?".

В то же время председательствующий позволил адвокатам уточнить: в каких отношениях был Кирилов с гендиректором компании "Средне-Волжский транснефтепродукт" Валерием Петуховым, которую, по версии обвинения, "крышевал" в составе группировки. "То, что я видел, отношения были хорошие. Заместитель Петухова, Хайбрахманов, знакомил меня с Кириловым, сказал — он его племянник", — свидетельствовал бывший защитник обвиняемого.

При этом новые адвокаты Кирилова попросили отразить в протоколе — по их мнению, суд нарушил право на защиту, когда лишил их возможности допросить свидетеля по событиям 1999 года и представить доказательства невиновности своего подзащитного.

Следующее заседание по делу "Тукаевских" намечено на середину сентября.