Эксперт: Риски полетов на экспериментальных самолетах и вертолетах очень высокие
Эксперты анализируют авиакатастрофу самолета-амфибии "Алекс-251": накануне он разбился в Подмосковье недалеко от аэродрома Ватулино.
На борту "Алекс-251" находились 67-летние создатель этой машины Алексей Танцырев и опытнейший летчик-испытатель Александр Иванов.
Сообщается, что управлял самолетом Иванов, в испытательном багаже которого более двадцати самолетов. И гражданских, включая Sukhoi Superjet 100, и военных, включая Су и МиГ.
"Алекс-251" был построен в единственном экземпляре. Такие машины называют ЕЭВС - аббревиатура от слов "единичный экземпляр воздушного судна". У машины своя очень непростая история, в которой был и показ на авиасалоне МАКС в Жуковском, и скептические оценки спецов, и первый полет, и годы доработок, простаивания на земле.
Специалисты отмечают: у самолета была спорная особенность - неуправляемое колесо сзади. Поэтому сначала направление выруливания машины регулируется тормозами, затем - двигателями. Кому-то подобная система управления нравится, кому-то - нет.
Почему упал самолет, разберутся. Пока хватает непонятного. Говорят, "летающая лодка делала технический запуск двигателя. Якобы поддали газу слишком много, внезапно взлетели и грохнулись…
Для такого опытного летчика - это нонсенс, утверждают одни. "Человеческий фактор"- констатируют другие. А технические проблемы? - задают вопрос третьи.
"В США экспериментальные воздушные суда составляют 10% от общего количества воздушных судов авиации общего назначения, но количество происшествий с "эксперименталками" - 15 процентов, - говорит генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - То есть риски полетов на них выше, чем на построенных в заводских условиях самолетах и вертолетах".
У нас такой статистики скорее всего нет. Зато из года в год пополняются черные списки авиационных происшествий с теми самыми "единичками". В российском авиационном регулировании так обозначался любой аппарат, который не является типовым.
В нынешнем году, судя по информации Межгосударственного авиационного комитета, произошло, как минимум два ЧП с ЕЭВС. Так, 4 августа в акватории Павловского водохранилища Караидельского района Республики Башкортостан произошло авиационное происшествие с ЕЭВС самолетом Мермейд RA-1023G частного лица. Находившийся на борту пилот не пострадал. Самолет получил повреждения.
Намного трагичнее все произошло месяцем раньше: 10 июля в районе населенного пункта Камское Устье Республики Татарстан произошло авиационное происшествие с ЕЭВС самолетом С172-0381 RA-2431G. Тоже частного лица. По имеющейся информации, на борту находились пилот и три пассажира. Один госпитализирован, остальные погибли. Машина практически полностью уничтожена пожаром.
В прошлом году ЕЭВС также несколько раз попадали в сводки авиапроисшествий. Были жертвы.