IT-преступления назвали экзистенциальным вопросом современности

Вопросы IT-безопасности в настоящее время можно назвать экзистенциальными, заявил на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ) заместитель начальника следственного департамента Министерства внутренних дел РФ Данил Филиппов. Он привел следующую статистику.

По данным эксперта, в 2020–2023 годах число киберпреступлений возросло на 27%. В 2023 году было зафиксировано 677 тысяч эпизодов. За семь месяцев текущего года — 577 тысяч. Причем 437тысяч из них, подчеркнул Филиппов, — это мошенничества и хищения. В прошлом году ущерб составил 156 млрд рублей, за текущий период — 9 млрд рублей. Данил Филиппов добавил, что от общего числа преступлений киберзлодеяния составляют более 30%. Причем преступления, по которым обязательно ведется предварительное следствие, — 57%.

Эксперт подчеркнул, что меняется сама структура современной преступности. Чтобы объяснить, почему он назвал проблему экзистенциальной, Филиппов привел пример.

У нас в Питере пенсионерка, находясь под влиянием мошенников, отдала все свое имущество, взяла кредит, отдала и его. После этого киберпреступники сформировали в ее сознании определенную ненависть к госструктурам и заставили ее совершить поджог военкомата. В итоге были возбуждены уголовные дела, и пенсионерка получила 10 лет лишения свободы. Проблема выходит на первый план потому, что люди становятся не только жертвами, они становятся опасными, в том числе для окружающих, — пояснил свою позицию замглавы следственного департамента.

Данил Филиппов добавил, что сейчас многие организации достаточно хорошо защищены технически от кражи данных. Поэтому преступникам легче обманывать и договариваться с обычными людьми, заключил он.

Россияне склонны верить мошенникам, которые называют себя представителями власти в разговоре с жертвами, заявил ранее частный инвестор, основатель Школы практического инвестирования Федор Сидоров. Эксперт подчеркнул, что не следует раскрывать персональные данные и коды доступа по телефону или в мессенджерах. Сотрудники банков и полиции никогда не попросят передать эти сведения, подчеркнул он.