Бывший член нацбатальона рассказал, как СБУ покрывала убивавших жителей ЛНР айдаровцев

ЛУГАНСК, 22 мая. /ТАСС/. Сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) покрывали членов запрещенного в России террористического националистического батальона "Айдар" и помогли части из них избежать сроков за убийство мирных жителей в ходе грабежей на территории Луганской Народной Республики. Об этом сообщил ТАСС бывший член батальона Владимир Гавриленко.

"Я с 2014 года по февраль 2015 года состоял в батальоне "Айдар", мы проживали в 50-м училище города Счастье. Старший у нас был генерал Ткаченко Виктор Николаевич, помощники его - Александр Синельников и Алексей Анищенко. Я им помогал, вывозил трупы. В том числе людей, которых Анищенко расстрелял: Неешьпапа Дима, второго фамилии не знаю, Игорь звать. Мы вывозили их под Новый Айдар, захоронили. За эти два года Анищенко убил двоих, тех, что я помогал закапывать, Синельников - троих. Синельников на Донце убивал, на реке, сразу тела в реку и сбрасывал. Семью при мне убил, на их машине - "Джипе" - потом он ездил", - рассказал собеседник агентства.

Он уточнил, что также члены нацбатальона грабили и похищали людей, за что позже были задержаны украинской полицией, однако избежать ответственности за тяжкие преступления им помогли сотрудники СБУ. "Анищенко за два трупа и мародерство ничего не было, его выпустили под домашний арест, а потом освободили сотрудники СБУ. Он вину признал, я ездил, показывал, где трупы, его в 2018 году забрали сотрудники СБУ. Анищенко Алексей проживает под Киевом, он находится дома. Так же Синельников. Тоже грабил и убивал людей, его забрали в 2018 году отсюда сотрудники СБУ. Он здесь три года просидел, сейчас он на свободе, в Чернигове проживает", - рассказал Гавриленко.

Как отметил собеседник агентства, высокопоставленные члены делились награбленным с СБУ, избегать наказания им помогала в том числе коррупция. "Сотрудники СБУ Синельникова покрывали, знал про них что-то. Тоже мародерничали, лично видел одного из СБУ, Саша его звали, отсюда уезжал на хорошей машине, той, что была у Синельникова. Синельников и выпивал с ними, встречался в Киеве, насколько я знаю", - отметил Гавриленко.

"Айдар", по словам бывшего члена террористической группировки, также помогал вытаскивать боевиков из колонии, иногда - при помощи силы: обстреливали СИЗО, где содержались их члены, вытаскивали их из отделений полиции. В самих же изоляторах у командиров были привилегированные условия содержания: отдельные камеры, дорогая и хорошая еда, бытовая техника, в том числе холодильники. Свидетелям же закрывали рот представители Службы безопасности Украины.

"Я говорил полиции украинской, что могу дать показания на Синельникова, но главное, чтобы меня в живых оставили. Гарантий никто не давал. Когда меня на следственный эксперимент вывозили, началась стрельба, конвой вовремя среагировал, меня увели. Но это было, чтобы не было больше следственных экспериментов, чтобы не мог показать, где Синельников людей расстреливал", - добавил Гавриленко.

О рабстве в "Айдаре" и сроке за убийство

Как вспоминает собеседник агентства, в батальон он попал не по своей воле - выбор был между смертью и жизнью в качестве водителя и грузчика для нацистов.

"В 2014 году Анищенко меня встретил, избил и посадил в камеру. Ткаченко сказал: "Выбора у тебя нет - или ты нам помогаешь, или тебя убьют". Ну и я согласился, сказали, что никто меня не тронет. Пришлось быть водителем. Они грабили людей, грабили дачи, машины отбирали, мы все это вывозили в 50-е училище, были как грузчики и водители", - рассказал Гавриленко.

За работу таким членам батальона никто не платил - они числились "волонтерами". Отношения с террористами осложнились, когда один из них в 2014 году попытался изнасиловать падчерицу Гавриленко, находясь в состоянии наркотического опьянения. Тогда Гавриленко убил сослуживца, после чего ему сказали, что в отместку убьют его.

"Когда поехали ребята на моей машине, эту "Ниву" расстреляли. Ну и я сдал оружие, автомат тот, что был. И сбежал к падчерице в Чернигов. Там на меня объявили охоту. Взяла меня полиция в Чернигове, отправили сюда, в Старобельск. Сутки продержали, а потом сказали, что не нужен, мол, отпускай. Ну и один человек меня встретил, говорит, один шанс на миллион - раз тебя выпустили, то все равно убьют, тикай. Ну и я в 2016 году сбежал в Краснодар. Я жил в Новороссийске, а потом меня вывезли из Новороссийска и передали Украине, украинской таможне. В 2021 году Украина меня осудила на семь лет за убийство айдаровца", - поделился свой историей Гавриленко.

Пытки и расстрелы

Первоначально члены террористического батальона базировались в колбасном цехе под Старобельском (сейчас - территория ЛНР). С началом боевых действий половина нацбата переехала в город Счастье. "Половина - здесь оставалась в колбасном цехе. Анищенко здесь оставался, Витя Парамонов, они уже мародерили. Здесь, в Старобельске, оставались те, кто занимались грабежами, на передовую они не ездили. Машины здесь забирали у людей, зерно забирали и отдыхали в кафе. Здесь большинство наркоманы были, нюхали и кололись в открытую. Когда дома грабили, то батареи даже забирали", - рассказал Гавриленко.

Колбасный цех стал страшным местом для местных жителей. Попасть туда означало пережить пытки и, вероятно, не вернутся живым. По словам Гавриленко, два раза ему удалось забрать и вывезти оттуда людей к медикам: помощника мэра местной администрации и фермера, который не хотел отдавать свое имущество. Последний, как вспоминает бывший член нацбата, плакал и умолял его больше не бить.

"На колбасный цех людей забирали, если не понравился или если машина есть, деньги, все что можно отобрать. Насиловали там. Многие люди без вести пропадали после колбасного цеха. При мне привезли мужчину и женщину, связанных, мужчина что-то не захотел, и их при мне расстреляли и в подвал бросили. Говорили, что это семья, что с ними стало - никто не знает. Вот такие айдаровцы были на колбасном цехе", - вспоминает собеседник агентства.

Как передает корреспондент ТАСС, сейчас колбасный цех стоит нетронутым со времен освобождения территории Старобельска. В подвале этого здания все еще можно увидеть свидетельства пыток: узкие камеры, расположенные друг на друге с решетками вместо полов и потолков, крюки для подвешивания "провинившихся" пленников, а также покрытые кровью мирных жителей места для пыток и расстрельные стены.

Об идеологии

Идеология нацизма у "Айдара" процветала. За разговоры на русском языке избивали. Почитали нациста и военного преступника Степана Бандеру, делали татуировки свастики и трезубца.

"Вот представьте: человек, который родился в городе Счастье Луганской области, всю жизнь говорил на русском, ему сейчас под 50 лет, Андрей Лебедев. В 2014 году он стал разговаривать чисто на украинском, меня заставлял говорить. Приклеил [изображение] Степана Бандеры на машину, ну я взял, оторвал, говорю: "Это кто? Это полицай". Так он меня избил, я больше эти символы не трогал. Многих избивали, кто на русском говорил, многие стали учить украинский. Гражданские говорили на русском, они останавливались, избивали, заставляли украинский учить", - рассказал бывший член нацбата.

Как отмечает Гавриленко, несмотря на ширму идеологии, двигали боевиками только жажда наживы и стремление к власти. Все, кто мешал им грабить и убивать, попадали в списки врагов террористов, даже соратники. "Нет ни одного айдаровца, про которого я бы сказал, что он хороший. Люди власти хотели, святого там нет ничего. Там сидевшие, наркоманы большая часть", - считает он.

Тюрьма или служба в "Айдаре"

Для молодых людей на Украине, считает бывший айдаровец, лучшим выбором сейчас является быть уклонистом, чем служба в вооруженных силах страны, тем более в таких террористических объединениях, как "Азов" (запрещен в РФ) или "Айдар".

"Лучше в тюрьме отсидеть, чем в "Айдаре" быть. Сколько там, три года? Лучше в тюрьме отсидеть, чем идти воевать за киевский режим. Я так скажу", - подытожил собеседник агентства.