Суд приговорил экс-гендиректора Merlion Симоненко к 22 годам в колонии

Внушительным сроком в 22 года лишения свободы в колонии строгого режима завершился в Хорошевском суде Москвы процесс по делу бывшего гендиректора одной из крупнейших дистрибьюторских IT-компаний Merlion Вячеслава Симоненко, оговорившего бывших топ-менеджеров компании. Суд согласился с версией обвинения в том, что, сфабриковав с помощью сотрудников СКР и ФСБ уголовное дело в отношении бывших работодателей, предприниматель вымогал у них 15 млрд рублей за прекращение преследования. Защита уже заявила, что не согласна с приговором, который считает чрезмерно суровым, и будет обжаловать.

Суд приговорил экс-гендиректора Merlion Симоненко к 22 годам в колонии
© BFM.RU

Доставленный под конвоем 48-летний Вячеслав Симоненко выглядел мрачнее тучи. Когда его по коридору вел конвой, журналисты пытались спросить, как он расценивает обвинения в свой адрес, но вопрос так и остался без ответа. Не стал он говорить ничего и когда оказался в клетке. Поскольку по новым правилам оглашаются вводная и резолютивные части приговора, это заняло у судьи Дмитрия Зинякова считаные минуты. Он счел доказанной вину подсудимого по всем пунктам обвинения: в участии в преступном сообществе, покушении на получение взятки, заведомо ложном доносе, даче заведомо ложных показаний и соучастии в фальсификации доказательств по уголовному делу (ч. 3 ст. 210, ч. 6 ст. 290, ч. 3 ст. 306, ч. 3 ст. 307 и ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 303 УК РФ).

Наибольший срок в 17 лет заключения судья назначил подсудимому за участие в преступном сообществе (сама статья предполагает до 20 лет заключения), еще десять лет дал за попытку получить взятки совместно со следователем, за заведомо ложные показания он назначил фигуранту два года, а за фальсификацию доказательств приговорил к трем годам заключения. Самое маленькое наказание в виде штрафа в 200 тысяч рублей подсудимый получил за заведомо ложный донос. От этого наказания судья освободил Симоненко за истечением срока давности. А окончательный срок в 22 года заключения в колонии строгого режима судья определил бизнесмену по совокупности совершенных преступлений.

Вячеслав Симоненко возглавлял компанию Merlion (ей, в частности, принадлежит одна из крупнейших сетей магазинов электроники и бытовой техники «Ситилинк») шесть лет — с 2007-го до марта 2013 года. Его арестовали в феврале 2022 года.

Из потерпевшего в обвиняемые

В 2020 году бизнесмен обвинил соучредителей Merlion — Владислава Мангутова, Олега Карчева, Алексея Абрамова и топ-менеджера компании Бориса Левина — в организации поджога его подмосковного дома в Красногорске в 2015 году. Он утверждал, что у бывших работодателей якобы был для этого мотив, так как после увольнения они остались ему должны 4,5 млн долларов.

Следственное управление СКР по Северо-Западному округу Москвы 6 февраля 2020 года с нарушением подследственности возбудило уголовное дело, которое привело к аресту четырех бизнесменов. Их обвинили в покушении на убийство (ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ) и умышленном повреждении имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ). По нему Симоненко был признан потерпевшим. Несколько месяцев Мангутов, Карчев, Абрамов и Левин (последний когда-то был вице-президентом «Евросети») провели под стражей. Позже их дело передали в столичный СК, а затем в Центральный аппарат Следственного комитета, который в 2022 году прекратил его за отсутствием события преступления.

Расследование же дела в отношении самого Симоненко показало, что к фабрикации дела в отношении топов Merlion руку приложили ранее судимый «решальщик» Виталий Качур, его сын, экс-сотрудник СКР Кирилл Качур (внесен в список физлиц-иноагентов), а также целый ряд следователей СКР и сотрудников ФСБ, которые образовали преступное сообщество. Его целью было добиться получения от соучредителей Merlion Мангутова, Карчева и Абрамова 15 млрд рублей (по 5 млрд с каждого) за освобождение и прекращение их дела.

Сам экс-гендиректор Merlion вину в суде так и не признал. Еще будучи в статусе потерпевшего, Вячеслав Симоненко вместе с членами своей семьи провел ряд пикетов у здания Генпрокуратуры, СК и общественной приемной администрации президента. Он утверждал, что опасается за свою жизнь. В суде подсудимый настаивал, что не только не имел отношения к фабрикации дела против бывших партнеров, но и не знал, что у них кто-то вымогает 15 млрд рублей. Защита просила его оправдать.

Наказание сроком и рублем

Приговор суда оказался даже несколько мягче, чем просило обвинение, которое требовало отправить подсудимого в колонию строгого режима на 24 года со штрафом в 500 млн рублей. Его суд назначать не стал.

В рамках уголовного дела потерпевшие заявили к подсудимому иск на сумму 2 млрд 20 млн рублей. Большую его часть — о возмещении материального ущерба в виде упущенной выгоды на 2 млрд рублей — судья оставил без рассмотрения, разъяснив потерпевшим право обратиться с ним в порядке гражданского судопроизводства. В то же время подсудимый обязан выплатить Абрамову, Карчеву, Мангутову и Левину в качестве компенсации морального вреда в общей сложности 8 млн рублей (по 2 млн рублей каждому). Ранее потерпевшие заявляли, что намерены перечислить полученные от подсудимого деньги на благотворительность.

Никто из них на приговор не пришел. Представлявший их интересы адвокат Георгий Поспелов назвал назначенный подсудимому срок соразмерным содеянному.

Несмотря на то что суды крайне редко взыскивают миллионы рублей даже в пользу потерпевших, потерявших близких, он счел присужденную им компенсацию в 8 млн рублей «необоснованно заниженной» суммой. Поспелов отметил, что подсудимый активно пытался подорвать деловую репутацию его доверителей и причинить вред их бизнесу, организовав свыше 2 тысяч негативных публикаций и рассылая международным партнерам компании Merlion письма, в которых заявлял о якобы преступной деятельности фирмы. «Из-за этого ГК Merlion потеряла более 100 крупных контрактов. Все эти письма и рассылки причинили компании вред», — сказал представитель потерпевших, добавив, что обсудит с доверителями возможность обжалования приговора в данной части.

Адвокат Симоненко Валерий Григорьев заявил, что считает вину подсудимого недоказанной, а приговор суда чрезмерно суровым. Он отметил, что Симоненко обращался с заявлением о совершении даже не одного, а двух покушений на него. При этом последний факт касался нападения на бизнесмена в 2019 году у ресторана в Подмосковье, когда неизвестные «пытались затащить его в лес», но он скрылся в кафе и вызвал полицию. Однако дело возбудили лишь по одному факту.

«У него действительно был конфликт с потерпевшими. По словам моего доверителя, в компании Merlion существовала система премий и вознаграждений, и при увольнении ему должны были выплатить 5 млн долларов, из которых выплатили лишь 500 тысяч долларов, а невыплату оставшейся суммы объясняли отсутствием денег», — сказал Григорьев.

Защитник заметил, что в рамках уголовного дела суд пытался допросить следователей СКР. Однако, будучи доставленными на процесс, они отказались от дачи показаний, воспользовавшись статьей 51 конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя.

По закону жалобу на приговор стороны могут подать в течение 15 дней.

Обвиненные правоохранители

Что же касается подследственных из числа силовиков, то часть из них, например возбуждавший дело следователь СКР по Северо-Западному округу столицы Алексей Неснов, скрылись, часть арестованы, а часть — находятся под домашним арестом. В минувшую пятницу, 12 апреля, Басманный суд Москвы отправил в СИЗО очередного фигуранта — экс-следователя Александра Чернова. Ему вменили фальсификацию доказательств, повлекшую тяжкие последствия (ч. 3 ст. 303 УК РФ).

Есть и те, кто уже осужден. Бывший военнослужащий из ДНР Григорий Жеренов, который утверждал, что якобы участвовал в поджоге дома Симоненко, впоследствии признался, что дал ложные показания. По приговору Хорошевского суда он отделался довольно мягким сроком в 2,5 года. Защищавший арестованных бизнесменов и уговаривавший их признать вину адвокат Вадим Лялин был осужден на 5,5 года.