"Ждем, когда сможем вернуться домой": "РГ" побывала в ПВР Орска

Большая вода в Орске начала отступать. Однако вернуться в свои дома эвакуированные из зоны бедствия люди смогут еще не скоро. В затопленном наводнением городе действуют 16 пунктов временного размещения более чем на 12 000 мест. "РГ" узнала, как живут в них пострадавшие от стихийного бедствия орчане.

"Ждем, когда сможем вернуться домой": "РГ" побывала в ПВР Орска
© Российская Газета

"Спасибо, что спасли нам жизнь!"

…"Это моя бабушка. Не встречали ее?" - девочка-подросток, обходя постояльцев пункта временного размещения, с надеждой показывает фото на телефоне. В ответ одни качают головой, другие успокаивают: "Не переживай, найдется!" Общая беда в эти дни сплотила всех жителей Орска.

- Я встал в шесть, собрался на работу, смотрю - во дворе вода, - вспоминает утро пятого апреля житель улицы Свердлова Михаил Костин. - Позвонил начальству, сообщил, что не смогу приехать. К обеду вода была уже на пороге, а к вечеру подступила к окнам. Я кошку и кур на чердак переправил. Сам на крыше ночевал. Думал, обойдется. А вода все прибывает. Когда остался метр до потолка, попросил спасателей меня вывезти. Они рядом были, людей эвакуировали. А живность в доме осталась, беспокоюсь теперь за них.

Рядом с Михаилом на кровати сидит его мама.

- Хочу сказать сотрудникам МЧС: спасибо, что спасли нам жизнь! - благодарит пенсионерка. - Устроились мы хорошо, помощь организована на высшем уровне, но как только вода спадет - сразу вернемся: дом есть дом!

Переживает о своих домашних питомцах и Людмила Ивановна с улицы Краснознаменной, что в микрорайоне Старый город. Именно эта территория в первую очередь пострадала от разгула стихии.

- Мой дом затопило под крышу, - рассказывает женщина. - Все ждала, никак не хотела своих кошек и собачек бросать. Поехала только после того, как мне сказали, что потом будет уже поздно. Выносили меня сотрудники МЧС на руках - я передвигаюсь плохо. А теперь все думаю: как там мои любимцы? Хоть бы их спасли!

Кошка Мася и пес Ричи

А семья Дмитриевых из района Форштадт переехала в пункт временного размещения вместе с четвероногими друзьями.

- Сначала тоже не хотели уезжать. Когда предлагали эвакуироваться, отказались. А проснулись ночью - в доме вода по колено, - рассказывает Ольга Дмитриева. - Собрались наскоро - а она уже по пояс. Спасибо, соседи вывезли на лодке. Кошек и собаку забрали с собой. В ПВР нам выделили отдельную комнату, где имеется все необходимое - даже лотки и корма для кошек.

Условиями проживания довольна и бывшая жительница многоэтажки на улице Васнецова Елена.

- Эвакуировались мы сюда ночью сами, всей семьей приехали на машине: вода подошла быстро. Сирена гудела постоянно, - делится собеседница. - Здесь, конечно, хорошо, стараются каждого окружить заботой: отличное питание, девочки-волонтеры постоянно спрашивают, что нужно, медики и психологи дежурят круглосуточно. Но все равно мечтаем о доме.

Рядом с хозяйкой мурлычет серая кошка Мася. Из-под соседней кровати на Масю строго гавкает лохматый щенок. "Тихо, Ричи! - берет его на руки хозяйка - девочка лет семи. - Вы не бойтесь, он вовсе не злой: защищает нас всех!"

На днях волонтеры привезли в ПВР брошенную в затопленном доме кошку шотландской породы. Без еды она провела двое суток. Рассказывают, что когда ее спасли, на глазах у "шотландки" были слезы.

"Не уеду - хоть режь!"

- Да, животных тоже стараемся вывозить, - говорит атаман юртового казачьего общества "Восточное" есаул Владимир Комаров. - Вот сегодня трех собак спасли. Если на привязи - отвязываем, они сами все понимают, подпускают нас.

Волонтеры спасают не только людей, но и братьев наших меньших. Фото: Арсений Бабенков/РГ

Владимир и его товарищи лишь на днях вернулись с Донбасса.

- Возили гуманитарку нашим ребятам из батальона "Форштадт", на обратном пути узнали о прорыве дамбы. Поэтому, приехав домой, побросали вещи - и сразу сюда. Как говорится, с корабля на бал, - рассказывает атаман. - Сейчас в нашей волонтерской команде казаки не только из Орска, но и из Гая. Большинство из них - ветераны боевых действий. Наша задача - эвакуация и поиск людей. В группе есть и водолаз, который обследует полностью затопленные строения. Заодно нам поставили задачу по охране брошенного жилья от мародеров.

Именно из-за угрозы мародерства орчане порой до последнего отказываются покидать свои дома. Казаки рассказали курьезную историю спасения дедушки из поселка Лесоторговый. Пенсионер на резиновой лодке дежурил у ворот своей затопленной усадьбы, и ни в какую не хотел эвакуироваться: "Я уже все в жизни повидал. Не брошу дом, хоть режь!" А вода прибывала на глазах… Тогда один из казаков, вздохнув, достал нож и в шутку пригрозил: "Ну что ж - придется проколоть твою лодку…" Лишь после этого упрямый хозяин поплыл навстречу своим спасителям.

Помощь идет

Во дворе пункта временного размещения, что в здании школы №13, молодая женщина раздавала эвакуированным пирожки: "Домашние, горячие, с картошкой, берите бесплатно!" "Спасибо, очень вкусные!" - благодарили постояльцы, с аппетитом дегустируя выпечку.

Помочь пострадавшим землякам Инна Милованова решила от чистого сердца.

- Так-то я работаю в храме на Добровольского, в трапезной, а в свободное время мы с дочкой решили зайти сюда, - поделилась с журналистом "РГ" Инна, обнимая девочку в синей куртке. - Да вы угощайтесь!

Рядом во дворе на весеннем солнце играют дети. Многие постояльцы обосновались в ПВР целыми семьями. У супругов Андрея и Людмилы пятеро детей, младшему - всего месяц.

- Мы жили в пятиэтажке на Богдана Хмельницкого, - рассказали супруги. - Когда началась эвакуация, нас вывезли в первую очередь. Условиями здесь довольны. Единственный минус, пожалуй, - спать приходится на разложенных на полу матрацах.

А семью Сульц такой вариант ночлега вполне устраивает.

- Даже удобнее - кровати скрипят, а тут ничего не слышно, - говорит Наталья Сульц. - Приехали мы сюда сами, когда наша пятиэтажка попала в зону подтопления: ждать до последнего, а потом спасаться на лодке с тремя детьми не хотелось. Живем здесь уже три дня. Кормят очень хорошо: трехразовое горячее питание для взрослых и пятиразовое - для детей. Сразу выдали все необходимое, волонтеры и психологи постоянно на связи. Мне очень понравилось, как среагировали на ЧП власти! Конечно, беспокоимся о квартире. Хотя перед отъездом все ценные вещи - включая пианино - собрали и заперли в гараже: он у нас на горе, туда не должна вода дойти. А вот дачу затопило. Чего там только не росло - вплоть до грецких орехов! Я люблю заниматься землей, одной клубники выращивала четыре сотки, сорта - по последнему слову агромоды, в городе таких больше не найти. Очень жаль, если все это погибнет.

Многие пострадавшие от наводнения орчане уже подали заявления на выплату компенсаций за утраченное имущество. Тем, кто лишился документов в ходе разгула стихии, оперативно выдадут новые.

- Нам с мужем на сборы дали 15 минут, - рассказала пенсионерка Римма Плешивцева. - Успели надеть куртки и резиновые сапоги. Супруг у меня лежачий, его вынесли спасатели. Я выбралась сама. Здесь, в ПВР, стали писать заявления на выплаты - а у мужа нет паспорта! Но нас успокоили, обещали восстановить оперативно, даже фото на новый паспорт уже сделали.

До конца текущей недели единовременную материальную помощь - 20 000 рублей на человека - получат около 16 тысяч заявителей, и эта работа будет продолжена. При частичной утрате имущества первой необходимости выплата составит 50 000 рублей, а при полной - 100 000 рублей на человека.