Спустя 18 лет: как раскрыли дело серийного убийцы, травившего людей в электричках
Эта история началась почти 18 лет назад: в электричках Горьковского и Рязанского направлений начали умирать люди. Десятки уголовных дел долгое время оставались нераскрытыми. Подробнее о серийном убийце — в материале «Вечерней Москвы».
Пришедшие на помощь экспертам и следователям новые современные технологии помогли пролить свет на давно минувшие трагические события.
Тогда, 18 лет назад, удалось установить, что во всех случаях причиной смерти пассажиров пригородных электричек стало отравление. Все потерпевшие — мужчины от 20 до 70 лет. Эксперты установили, что у погибших пассажиров смерть наступила при одинаковых обстоятельствах и в каждом случае ее причиной явилось отравление сильнодействующим препаратом-нейролептиком, смешанным с алкоголем.
Спустя 18 лет следователям Следственного комитета (СК) удалось наконец завершить расследование еще 22 смертельных отравлений в электричках. В поисках преступника во многом помог усовершенствованный биллинг (отслеживание перемещений людей с помощью сигнала телефона. — прим. «ВМ»).
— Обратившись к материалам нераскрытых уголовных дел, мы изучили более 50 детализаций телефонных соединений, совместили с хронологией последних часов жизни погибших, еще раз восстановили те события, дополнительно опросив родственников погибших, — рассказывает Владимир Осипов, следователь по особо важным делам 1-го отдела по расследованию особо важных дел Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ.
Жили по поддельным паспортам и надеялись на тихую старость: как закончилось дело «банды Леса»
В итоге в поле зрения сыщиков попал некто Алексей Выговский. За похожие преступления он, уроженец Владивостока 1986 года рождения, был осужден в 2011 году. Вина Выговского была доказана по статье 111 ч. 4 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Тогда за отравление 15 человек Выговского приговорили к 22 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Правда, вины своей он не признал, писал во все инстанции жалобы и не терял надежды на условно-досрочное освобождение. И вдруг, через столько лет, следователи вспомнили о нем вновь.
...Учебу Алексей Выговский забросил в 16 лет. Подросток из обычной, небогатой семьи, мечтая о красивой легкой жизни, рванул из Владивостока в столицу, где тут же погорел на краже видеомагнитофона. В первый раз он получил один год условно. Однако и двух лет не прошло, как парень вновь проявил свои «криминальные способности». В толчее Московского метрополитена, как ему казалось, легко можно было обогатиться за счет содержимого карманов вечно спешащих, ничего не замечающих людей. Но видеокамеры быстро вычислили вора, и на этот раз Выговскому пришлось отбывать реальные полтора года наказания в колонии, где у него появились «полезные» знакомства и учителя. Вдохновленный примером «наставников», к моменту освобождения он принял твердое решение — вырасти до уровня уголовного авторитета.
Не без наводки друзей-уголовников Выговский решил использовать свои криминальные способности на новой территории — в электричках, где не было видеокамер, где редко появлялись патрули...
Заканчивался 2006 год, когда высокий, приятной внешности, аккуратно одетый парень стал регулярно кататься из центра столицы в дачное Подмосковье. Наверное, его могли бы выдать глаза, излучавшие холодный стальной свет, но он умел так обезоруживающе улыбаться!
— Конечно, этот человек — неплохой психолог. Я обратил внимание на то, как он разговаривал с представителями закона: он был подчеркнуто вежлив, обходителен, — вспоминает следователь Осипов. — Но было у него то, что недвусмысленно указывало на первую его профессию вора-карманника, — это его невероятно гибкие пальцы. Когда он читал материалы дела, листы как будто сами по себе переворачивались.
Изуродованы и со следами укусов: что известно о загадочных смертях женщин в Подмосковье
Однако к банальным карманным кражам Алексей возвращаться не собирался, на сей раз он построил свой криминальный бизнес куда как «солиднее». Теперь, прежде чем обворовать человека, он угощал его отравленным нейролептиками алкоголем, а потом уже с бесчувственного тела спокойно снимал украшения, забирал кошелек, телефон, паспорт, все, что находил ценного.
— Замешанную на коньяке отраву во фляге всегда припрятывал заранее за пазуху, искал подходящую жертву, частенько проходя через весь состав, а найдя ее, включал все свое обаяние и фантазию, — рассказывает капитан юстиции Осипов.
Уголовник Выговский талантливо выдумывал и сообщал «нечаянному» попутчику вескую причину для совместного распития алкоголя: то притворялся счастливым молодым отцом, у которого только-только родился сын, то назывался обманутым мужем... Счастье ли, горе ли — любые эмоции он изображал правдоподобно. И вот что самое интересное: в качестве жертв он выбирал не просто прилично одетых пассажиров, а лишь тех, кто уже был подшофе, с бутылкой пива или банкой коктейля в руках.
— Представьте: конец трудовой недели, рабочие проблемы отпустили, человек едет на дачу. Ну купил бутылку пива, сидит, выпивает... К таким пассажирам и подсаживался Выговский. Подбросить им пару сильнодействующих таблеток в бутылку или банку спиртного труда не составляло. Среди потерпевших оказались и профессор МГУ, и референт из Министерства обороны, и должностное лицо из РЖД, — замечает следователь.
Иногда в дополнение к ранее выпитому попутчику предлагался припасенный Выговским отравленный коньяк. В материалах дела сохранились воспоминания пассажирки, дважды ставшей случайной свидетельницей преступления:
«...двое молодых мужчин сидели и выпивали, когда один ушел, другой вдруг повалился на скамейку… я подумала, что он просто перебрал с алкоголем». Только та же повторно увиденная сцена заставила даму обратиться в полицию. К тому времени количество странных смертей в электричках уже перевалило за десяток, и правоохранительные органы били тревогу.
— Но эксперты долго еще не могли обнаружить реальные причины гибели этих несчастных, хотя понимали, что они — общие для всех, — объясняет следователь. К счастью, не все пострадавшие погибали. Но вот что удивительно: никто из них не торопился бежать с заявлением в полицию...
И все же нашелся один, к счастью, очнувшийся и выживший после «угощения» Выговского пассажир, сделавший это.
Среди похищенных вещей у мужчины оказалась банковская карта. Изучив видеозаписи с нескольких камер, установленных в банкоматах железнодорожных станций, оперативные сотрудники вычленили одну, которая показала клиента, так и не сумевшего снять наличные.
— Видно было, что он тщетно набирает разные пароли. Его потерпевший и опознал, — рассказывает следователь. Но еще весь 2008 год душегубу удавалось избегать встречи с полицией, а жертв все прибавлялось и прибавлялось.
Негласное сопровождение поездов взяли на себя сотрудники уголовного розыска. В одну из таких поездок в начале 2009-го поиски преступника наконец завершились.
— Оперативник увидел Выговского, когда тот возвращался из области на Казанский вокзал, на платформе его уже встречал наряд патрульно-постовой службы. Полицейским было приказано для проверки документов просто сопроводить Выговского в линейный отдел, — уточняет следователь. Но опер не упускал задержанного из виду ни на минуту, поэтому заметил, как тот успел что-то вынуть из кармана и перепрятать под одежду. Проверка документов перешла в досмотр вещей, и когда оперативники попросили задержанного присесть, на пол выпал флакон с таблетками...
— Он пытался выкрутиться: мол, спрятал свое снотворное из страха, слышал, от чего люди в электричках мрут, и тем самым выдал себя с потрохами, — говорит следователь.
Изначально в отношении Выговского возбудили уголовное дело только по краже. Неожиданные открытия случились во время обыска в квартире обвиняемого — всевозможные гаджеты, телефоны и планшеты, сим-карты, часы, паспорта. Но он опять упорно отрицал свою причастность к массовым отравлениям, ссылался на занятие бизнесом по скупке бэушной техники, не пряча «честных» глаз, клялся, что паспорта нашел и собирался отнести в полицию. Интересно, что среди прочего нашлись еще и некоторые любопытные записи. Выговский вел строгий календарный учет украденной техники и переданным в скупку украшениям. Даты из его списка совпадали с днями совершения преступлений.
Сыщики Следственного комитета провели 22 опознания, допросили свыше 60 человек, провели дополнительно 24 судебные экспертизы, была продолжена работа с родственниками погибших.
— Никто из них уже не верил в торжество справедливости. И как же они были благодарны за то, что преступник, лишивший жизни их близких, все же был найден, — вспоминает Владимир Осипов.
Под натиском неопровержимых доказательств Выговский полностью признал вину и даже поделился некоторыми подробностями. Так, например, чтобы рассчитать лекарственную дозу для «усыпления» своих жертв, он пытался экспериментировать. Сидя с дружками за столом, как бы в шутку мог подкинуть кому-то в напиток таблеточку, а потом наблюдал за реакцией подопытного. Не постеснялся он угостить «сонным зельем» и женщину, у которой снимал жилье. Она провалилась на двое суток в глубокий сон и так и не поняла, что же с ней такое произошло.
— Уже завершая работу с Выговским, я поинтересовался, не жалеет ли он о содеянном. «Жалею, — ответил тот, — что не занялся мошенничеством. Там заработать получилось бы больше, к тому же быстро и безопасно», — рассказывает следователь.
Тут стоит сказать, что редко когда чья-то загубленная жизнь приносила отравителю более 10 тысяч рублей...
Состоявшийся в 2023 году суд приговорил Выговского к 22 годам 3 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима.