В России предлагают сократить срок переноса номера от одного мобильного оператора к другому с нынешних восьми дней до одного-двух, позволить оформлять перенос дистанционно, например с помощью «Госуслуг», переходить со своим номером с остатком на счете или с долгом, а также переносить мобильный номер между регионами.
Об этом пишет РБК со ссылкой на гендиректора Научно-исследовательского института радио, который управляет базой данных перенесенных номеров, Олега Иванова. Организация планирует законодательно закрепить эту инициативу. Ее уже поддержало Минцифры.
По словам Иванова, в прошлом году в России почти на 50% — до 16,5 млн — выросло число заявок на перенос мобильного номера между операторами, но общее число успешных переносов немного снизилось. Среди причин такого перекоса, например, отказы операторов в переносе из-за несовпадения персональных данных.
Как оценивать эту инициативу и необходима ли она? Комментирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «Большая часть переносов по MNP, когда абонент одного оператора хочет перейти к другому, связана не с тем, что его не удовлетворяют услуги, а с тем, что он пытается таким образом выбить скидку для себя и остаться ровно на том же операторе. Подается заявка о переносе, дальше человек ждет скидок, предложений, и, если он их получает, он не переходит. Количество заявок — 16,5 млн, а количество успешных переходов — чуть больше 2 млн. Это национальный вид спорта: а давайте мы выбьем из оператора какие-то дополнительные скидки. Операторы очень неохотно дают скидки, более того, они дают их, только когда реально считают, что есть какие-то проблемы, абоненты расстроены из-за качества услуг, если таких факторов нет, то никаких скидок не предлагается. Это дурная инициатива, потому что минимум неделя нужна на то, чтобы операторы утрясли остатки на счетах, человек мог закрыть задолженность, если она есть. Самое главное, что очень быстрый перенос может открыть дорогу для мошенничества, когда номера начнут просто «угонять» у абонента, в том числе через «Госуслуги».
Гендиректор Ассоциации операторов телефонной связи, член совета по развитию цифровой экономики Совфеда Сергей Ефимов считает, что эта инициатива — маркетинговый ход для привлечения внимания к этой услуге:
Сергей Ефимов гендиректор Ассоциации операторов телефонной связи, член совета по развитию цифровой экономики Совфеда «Если абоненту действительно нужно поменять номер, это в какой-то степени трудно, как переезд на другое место жительства. Смысла в этом никакого нет, тем более нужно делать быстро-быстро. Для чего дистанционно менять? Это бессмысленная акция, с точки зрения пользователя даже. Если абонент захочет перейти от одного оператора к другому, ему нужно ознакомиться с условиями оператора, как будет все происходить, это просто маркетинговый ход, потому что у каждого оператора свои коды по услугам. Допустим, он хочет узнать свой баланс, у одного оператора это делается одной комбинацией цифр и знаков, у другого — другой, никакой унификации нет. То есть там, где нужно было бы что-то делать, там не делается. Может быть, что-то где-то и удобно, но слишком у нас процесс преобладает над результатом. Все операторы работают по одинаковым схемам, законам, на одинаковых технологиях, поэтому смысл перехода от одного оператора к другому может быть только один: что он проживает в каком-то районе, где один оператор ловит лучше, чем другой, другого смысла я не вижу. Я в свое время изучал тарифы разных операторов, все сводится примерно к одной и той же сумме. Если все просуммировать и учесть все обстоятельства, то переход от одного оператора к другому ни к каким существенным изменениям не ведет».
В конце 2022 года Научно-исследовательский институт радио подал в Минэкономразвития заявку на организацию экспериментального правового режима по переносу номеров между регионами и создание пилотной зоны с заинтересованными операторами связи — «Тинькофф Мобайл» и «СИМ Телеком».
По словам гендиректора института Олега Иванова, они технически все проработали и испытали, следующий этап — законодательные изменения.