В деле экс-замминистра культуры Яриловой заговорили о личной неприязни

В Тверском суде Москвы близится к завершению процесс по делу бывшего замминистра культуры Ольги Яриловой, обвиняемой в злоупотреблении полномочиями, которые, по версии следствия, причинили государству ущерб в размере 125 млн рублей при реализации программы «Пушкинская карта». Ожидалось, что 1 апреля после допроса последнего свидетеля защиты суд перейдет к прениям сторон, в ходе которых прокурор запросит для подсудимой срок. Однако слова бывшей помощницы подсудимой Танзили Кайгермазовой спутали все карты.

В деле экс-замминистра культуры Яриловой заговорили о личной неприязни
© BFM.RU

Пока ждали начала слушания, выяснилось, что Ольга Ярилова сидит в женском СИЗО в Капотне вместе с автором «Марафона желаний» Еленой Блиновской. По словам адвокатов экс-чиновника, сокамерницы, среди которых бывший министр культуры Крыма Вера (Арина) Новосельская (осуждена летом 2023 года за взятку в 25 млн рублей), поладили друг с другом и теперь коротают досуг за разработкой изменений в УК для женщин.

Дело в отношении Ольги Яриловой, которая оказалась в СИЗО в апреле 2023 года, возбудили на основании показаний двух ее подчиненных — заместителя директора департамента региональной политики, образования и проектного управления Минкультуры Жанны Алексеевой и гендиректора подведомственного Минкульту и созданного для реализации проекта «Пушкинская карта» федерального казенного учреждения (ФКУ) «Цифровая культура» Дмитрия Коновалова.

Первая являлась администратором проекта, который финансируется из казны. Он позволяет молодым людям в возрасте от 14 до 22 лет по карте номиналом в 5 тысяч рублей за счет бюджетных средств посещать учреждения культуры. Основной целью деятельности ФКУ было его «организационное и информационное» обеспечение.

Деньги для частной структуры

Следствие пришло к выводу, что Ольга Ярилова, несмотря на неоднократные доклады подчиненных, необоснованно не исключила из программы «Пушкинская карта» частную структуру. Речь идет об ООО «СП-капитал». Компании принадлежит «Самый высокий музей мороженого в мире», расположенный на 89-м этаже одной из башен «Москвы-Сити». Однако он не имеет статус музея и демонстрирует мини-копию фабрики мороженого «Чистая линия».

Это привело к тому, что частной фирме выплатили бюджетные средства на сумму более 125 млн рублей за период с 24 мая по 22 сентября 2022 года в счет возмещения расходов на входные билеты.

На следствии Алексеева рассказала, что не раз приходила к Ольге Яриловой и просила исключить организацию из проекта, но та отказывалась, ссылаясь на то, что из четырех тысяч участников программы лишь немногие обладают статусом музея.

В ходе процесса, который стартовал 30 ноября 2023 года, Ярилова не признала вину. Подсудимая утверждает, что у нее не было полномочий о приостановлении участия компании «СП-капитал» в программе «Пушкинская карта», поскольку такие решения принимали члены экспертного совета, которые не находились в ее подчинении и являются независимыми лицами.

Ссоры после совещаний

Допрошенная в качестве свидетеля защиты 1 апреля Танзиля Кайгермазова рассказала, что восемь лет проработала личной помощницей Ольги Яриловой, однако на бумагах числилась сотрудницей подведомственной Минкульту организации. Она заявила, что была очевидцем конфликтов, которые постоянно вспыхивали между Яриловой и Алексеевой.

Причем инициатором последних была Алексеева. Кайгермазова утверждала, что в отличие от других подчиненных, которые адекватно реагировали на критику Яриловой в ходе служебных совещаний, Алексеева воспринимала претензии в свой адрес в штыки.

«Не проходило и минуты [после совещания], как в кабинет залетала Алексеева, не спрашивая, можно войти или нет, и начинала кричать: «Как вы могли сделать замечание и унизить при моих сотрудниках?» Такое было довольно часто», — рассказала свидетель. Она отметила, летом 2022 года такие случаи особенно участились, и однажды Алексеева, покидая кабинет Яриловой, сильно хлопнула дверью и даже ее сломала, пообещав напоследок: «Я тебе устрою, я тебе покажу».

Свидетель сказала, что однажды застала Алексееву в общем туалете, когда та шептала те же слова после очередной ссоры с Яриловой. Затем, по ее словам, Алексеева стала часто бывать в кабинете директора департамента управделами Надежды Преподобной, которая впоследствии заняла место Ольги Яриловой, и заходить к прикомандированному от ФСБ советнику министра Ковалеву-Зеленскому.

Второй свидетель защиты

После допроса Кайгермазовой стороны 1 апреля готовы были выступить в прениях. Однако судья Ольга Затомская решила повторно вызвать в суд Жанну Алексееву. Она отметила, что хотя та ранее заявила, что не испытывает к Яриловой личную неприязнь и у нее отсутствуют основания для оговора подсудимой, но уже второй свидетель защиты заявил в суде, что основания для оговора Яриловой у Алексеевой были. Для того чтобы прояснить все «сомнения и неясности», председательствующая и вызвала Алексееву в суд 24 апреля, предупредив стороны, чтобы те были готовы в тот же день выступить в прениях сторон.

Ранее о конфликтах Яриловой и Алексеевой в суде заявила другой свидетель защиты, бывший замдиректора одного из департаментов Минкульта Ольга Юркова.

Покидая суд, адвокаты подсудимой Сергей Дякин и Денис Саушкин сообщили, что будут просить оправдать свою подзащитную. «Во-первых, прямых, установленных законом оснований исключать этот музей мороженого из программы «Пушкинская карта» не было. А во-вторых, это могла сделать не сколько Ярилова, сколько сама главный свидетель обвинения Алексеева. Она не просто могла [исключить] «Самый высокий музей мороженого в мире» из программы «Пушкинская карта», но и делала это с другими компаниями. Более того, она (Алексеева) впоследствии исключила «СП-капитал» из программы еще в тот момент, когда Ярилова занимала свою должность замминистра. Поэтому то, что Алексеева говорила весь суд, что не могла это сделать без Яриловой, опровергается одним простым письмом, которое она же сама ей и направила. На его основании «СП-капитал» исключили из программы «Пушкинская карта», — озвучил позицию защиты адвокат подсудимой Денис Саушкин.

Он полагает, что действия главного свидетеля обвинения были направлены на то, чтобы снять Ольгу Яриловой с занимаемой должности, которую заняла позже Надежда Преподобная. За злоупотребление должностными полномочиями с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 285 УК РФ) Ольге Яриловой грозит до десяти лет заключения.