Суд огласит приговор экс-замминистру энергетики Тихонову по делу о хищении 272 млн рублей 27 марта

Обновлено в 14:00

Суд огласит приговор экс-замминистру энергетики Тихонову по делу о хищении 272 млн рублей 27 марта
© BFM.RU

Мещанский суд Москвы должен был огласить приговор бывшему заместителю министра энергетики Анатолию Тихонову по делу о хищении 272 млн рублей 25 марта, однако процедуру отложили на два дня — до 27 марта. Ранее прокурор требовала приговорить Анатолия Тихонова к пяти годам и четырем месяцам колонии. Еще шестерым обвиняемым обвинение ранее запросило сроки от семи лет до 7,5 года условно со штрафами от 45 млн до 90 млн рублей.

Большинство подсудимых свою вину не признают, но даже если суд полностью встанет на сторону обвинения, все фигуранты этого дела могут выйти на свободу прямо из зала суда. Трое из них, включая Тихонова, находятся под стражей. Еще трое — под домашним арестом, и один — под подпиской. Экс-замминистра энергетики Анатолия Тихонова, его советника Романа Рыжкова, вице-президентов АО «Ланит» Владимира Макарова и Виктора Серебрякова и остальных судят по делу о растрате и взятках в особо крупном размере.

Обвинение настаивает на том, что в 2014-2016 годах Тихонов при создании государственной информационной системы ТЭК России при посредничестве топ-менеджера компании «Ланит» Владимира Макарова договорился отдать контракт конкретному исполнителю. За взятку в 580 тысяч долларов.

Проведенные по делу экспертизы (если сильно упрощать) показали, что цена на работы была завышенной, а сама система оказалась нерабочей. Стоимость фактических работ эксперты вообще оценили в «0 рублей 00 копеек». Второй эпизод был связан с поставками «железа» (опять же по завышенным ценам).

Прокурор считает, что вина подсудимых полностью доказана. Но все семеро могут выйти на свободу прямо из зала суда даже с обвинительными приговорами. Дело в том, что Тихонов уже отбыл назначенное ему наказание в ходе следствия и процесса, поскольку находится в СИЗО уже три с половиной года. Там один день приравнивается к полутора дня в колонии общего режима. Условные же сроки и вовсе не подразумевают заключения, а потому стражу, домашний арест и подписку о невыезде подсудимым должны будут отменить.

По закону суд не связан с позицией обвинения. Однако на практике, когда прокуратура просит о мягком приговоре, судьи не спорят.

Пятеро из семи подсудимых вину не признают. В последнем слове Анатолий Тихонов заявил, что на протяжении своего ареста он верил и продолжает верить в российское правосудие, и поблагодарил судью за качественную работу:

Анатолий Тихонов подсудимый «Я очень признателен, действительно, за тот период, за который мы здесь в суде рассмотрели все обстоятельства этого уголовного дела. Да, здесь, в суде, у нас всегда все непросто — и позиция защиты не всегда принималась, и понятно, что и обвинение занимало свою позицию, и иногда слишком эмоционально. Мы, наверное, тоже были эмоциональны. Но вы профессионально процесс этот вели, и за это вам большое спасибо».

Советник Тихонова Роман Рыжков за время процесса отрастил длинную седую бороду и, будучи буддистом, в последнем слове выступил с философской речью, в которой поблагодарил всех. Начал Рыжков со своих адвокатов, у которых, как выразился буддист, получилось, на его взгляд, хорошо. И на этом благодарности не закончились:

Роман Рыжков подсудимый «Вторую часть благодарностей как человек, верующий в буддизм, я хотел посвятить тем людям, благодаря которым я оказался в СИЗО, потому что это действительно те люди, благодаря которым, наверное, я искоренил одну из самых страшных особенностей человеческого ума — это гнев. Вторая, наверное, особенность — это то количество терпения, которое появилось у меня в результате этих трех с половиной лет нахождения под арестом».

В итоге Рыжков заявил, что, хоть и считает себя невиновным, со смирением примет любое решение суда. У остальных фигурантов, которым запросили условные сроки, со смирением все немного скромнее, рассказывает судебный обозреватель Business FM Мария Локотецкая:

Мария Локотецкая судебный обозреватель Business FM «Остальные подсудимые назвали запрошенное для них прокурором наказание в виде условных сроков чрезмерно суровым, а штрафы, которые запросила для них прокурор, — от 45 млн до 90 млн рублей — неподъемными. Все они просили не назначать их, а если и назначить какие-то штрафы — то минимальные, которые они могли бы выплатить».

В целом же столь мягкая позиция обвинения при таких крупных суммах ущерба вызывает ассоциации с несколькими похожими делами. В частности, с делом о хищении 68 млн бюджетных рублей при разработке опять же информсистемы, но уже в Тульской области. Там главным фигурантам грозило по десять лет, но апелляция убрала два эпизода обвинения из трех, сократила сумму ущерба и в итоге освободила обвиняемых от наказания за сроком давности.

Есть еще дело бывшего IT-директора Росреестра Александра Бибикова, которого обвинили в краже 224 млн, выделенных на Единый госреестр недвижимости.

Или дело об информсистемах в силовых структурах. Там на ПО потратили почти 200 млн рублей, но система, по данным следствия, так и не заработала. Тульское дело в суде фактически развалилось, дело Тихонова тоже может закончиться примерно так же, а по остальным вердикты еще не вынесены.