Стали известны подробности иска Генпрокуратуры по изъятию земель в подмосковной Барвихе. По информации РБК, ведомство требует через суд вернуть в собственность государства 13 земельных участков общей площадью чуть больше восьми гектаров в элитном поселке рядом с резиденцией президента Мейендорф.
По версии Генпрокуратуры, в начале «нулевых» земли санатория «Барвиха» были незаконно переданы частному инвестору под индивидуальную застройку. Взамен он обязался провести реконструкцию усадьбы Мейендорф и благоустройство территории замка. Как следует из иска Генпрокуратуры, инвестор заплатил за 100 гектаров земли в Барвихе чуть меньше 55 млн рублей, хотя их рыночная стоимость тогда оценивалась в 13 млрд рублей. В какую сумму обошлась реконструкция замка Мейендорф, неизвестно.
Но в любом случае затраты на реконструкцию были меньше стоимости земли, хотя оценка Генпрокуратуры кажется завышенной. Говорит член совета директоров инвестиционной платформы Simple Estate Артем Цогоев:
Артем Цогоев член совета директоров Simple Estate «По поводу рыночной стоимости этого участка земли в 2001 году, к сожалению, вынужден расстроить Генпрокуратуру. Дело в том, что все-таки в этом месте в 2001 году земля стоила порядка 17-22 тысяч долларов за сотку. А расчеты Генеральной прокуратуры показывают, что, по их мнению, в этом месте земля стоила порядка 45 тысяч долларов за сотку, соответственно, переоценили. Но, я должен заметить, что реконструкция и даже исторического объекта — резиденции Мейендорф — все-таки, наверное, стоила дешевле, чем рыночная стоимость этого участка, чем приблизительно 6 млрд рублей, именно тех миллиардов рублей, которые в 2001 году. Тут следует отметить, что в рассуждениях Генеральной прокуратуры есть определенная логика, реконструкция санатория «Барвиха» и загородной резиденции, наверное, стоила намного меньше, чем стоимость этой земли. Я с этим соглашусь. Я думаю, что здесь история связана с тем, что изымают сильно конкретные участки, то есть, возможно, что они расположены где-то в том месте, которое необходимо российскому государству для реализации какого-то проекта. То есть вряд ли это земли, которые разбросаны по всему поселку «Сады Мейендорф», которые хочется почему-то забрать. Я думаю, что все эти земли расположены где-то с каким-то объектом, земли у которого недостаточно и которую нужно увеличить. Возможно, это действительно делается из соображений интересов государства и так далее».
Почему Генпрокуратура требует изъять только восемь гектаров из тех 99, которые, по данным ведомства, были незаконно переданы частному инвестору, пока не очень понятно. Возможно, за первым иском последуют другие, так считает юрист Александр Трещев:
Александр Трещев юрист«Убежден, что это только начало истории, поскольку, как следует из судебных документов, Генпрокуратура пытается забрать уж не такие, всего лишь — несмотря на то, что первоначально назывались 99 гектаров, — сейчас по судебным документам их чуть больше восьми гектаров, тех, которые хотят вернуть законному владельцу. Но, может быть, это, знаете, как первый пробный шар для того, чтобы уже дальше была преюдиция, и всю последующую землю можно было бы забрать гораздо быстрее и проще без всяких проблем. Первые жертвы уже определены, у кого сколько отбирается земли, у кого-то по полтора гектара, у кого-то там по 37 соток, но уже названы лица, которые будут первыми на пути возврата исконных земель их законному владельцу, управделами президента. Посмотрим, что будет дальше, но пока эта сделка на рынке породила кучу всяких неприличных истории, и многие люди, владельцы подмосковной недвижимости и не только, заерзали, потому что понимают, что подавляющее большинство земли, которое оказалось в частных руках, перешло из государственного владения к ним путем взяток, мнимых притворных сделок, различных манипуляций, среди которых набор не такой уж и большой. И, как правило, количество людей, которые владели огромными кусками подмосковной недвижимости, тоже можно их пересчитать по пальцам, всем профессиональным участникам, да и правоохранительным органам они все известны».
Иск заместителя генпрокурора об изъятии земель в Барвихе был направлен в Одинцовский городской суд 22 января. В марте суд приступил к слушаниям. Следующее заседание по этому делу назначено на 25 апреля.