Войти в почту

Поджоги избирательных урн, зеленка и коктейли Молотова

В первый день выборов Президента России на некоторых избирательных участках были зафиксированы случаи попытки срыва голосования. В одном из них урну облили краской, в другом женщина залила в щель зеленку, жительница Москвы подожгла кабину для голосования, а в Санкт-Петербурге на крыльцо школы, где находилась избирательная комиссия, бросили коктейль Молотова. Правоохранители отреагировали вовремя и все нарушители задержаны. Что грозит тем, кто пытается сорвать голосование такими методами, разбиралась «Парламентская газета».

Поджоги избирательных урн, зеленка и коктейли Молотова
© Парламентская газета

Хронология событий

Первый случай срыва голосования, точнее порчи нескольких десятков бюллетеней, был зарегистрирован в Воронежской области. Следователи возбудили уголовные дела в отношении женщин, которые на двух избирательных участках в городе Борисоглебск Воронежской области плеснули зеленку в урны для голосования, сообщает управление СК РФ по региону.

Ближе к середине дня сотрудники правоохранительных органов Челябинской области задержали мужчину, который пытался поджечь петарду на одном из избирательных участков. Об этом журналистам сообщили в пресс-службе регионального правительства, пишет ТАСС.

Следующая новость пришла из Москвы. «На одном из избирательных участков в районе Марьино на улице Верхние Поля полицейскими при помощи очевидца и сотрудников Росгвардии была задержана жительница Москвы, которая облила кабинку для голосования легковоспламеняющейся жидкостью и подожгла», — рассказали в ГУМВД, сообщает РИА Новости. Как выяснило следствие, действие происходило по заказу телефонных мошенников с Украины. А видео нужно было для отчетности. На пенсионерку возбудили уголовное дело. Теперь ей грозит до пяти лет лишения свободы по статье 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

Ближе к вечеру инцидент произошел в Санкт-Петербурге. Там, как сообщает издание «Фонтанка», 21-летняя девушка бросила бутылку с коктейлем Молотова на крыльцо школы № 358, где работали два избирательных участка. Целью нарушительницы был плакат о выборах. Она также снимала все происходящее на телефон, вероятно, для отчета перед кураторами.

Еще одна попытка поджога участка произошла в ХМАО. Бутылку с зажигательной смесью в стационарный ящик для голосования бросила жительница Когалыма, ее также задержали. А в подмосковном Лыткарине был задержан мужчина, обливший урну для бюллетеней красящим веществом, сообщает ТАСС.

В Санкт-Петербурге девушка бросила коктейль Молотова в вывеску одной из участковых комиссий, сообщил глава местного избиркома Максим Мейксин. Огонь быстро потушили.

Преступление и наказание

О том, что намеренная порча избирательных урн грозит лишением свободы на срок до пяти лет, заявила во время брифинга в информационном центре ЦИК 15 марта глава ЦИК Элла Памфилова. Однако юрист и судебный представитель Денис Политовский в беседе с «Парламентской газетой» сообщил, что наказание определит суд.

«Все зависит от индивидуальных действий человека и к каким последствиям ситуация привела. Когда мы говорим про поджог, вероятнее всего будут применять ответственность по статье 141 УК РФ, поскольку это напрямую затрагивает права и интересы других лиц, в том числе такой поджог является не чем иным, как препятствием к волеизъявлению», — объяснил он.

Согласно данной статье, правонарушителям может быть выписан штраф в размере до 80 тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. Другая форма наказания — обязательные работы на срок до 360 часов либо исправительные работы на срок до одного года. «Опять же, все зависит от того, как человек будет себя вести: раскаяние, сотрудничество со следствием и так далее», — сказал Политовский.

Помимо этого, неправомерные деяния могут квалифицировать как хулиганство, но это только в случае незначительных действий. Более строгие же наказания, о которых говорит Памфилова, могут быть применены в случае переквалификации дела в категорию государственной измены или дискредитацию ВС РФ, считает собеседник издания.

«В этом случае должен быть элемент сотрудничества с иностранным государством, человек должен получать, допустим, какие-то переводы», — заключил эксперт.