Российских угонщиков яхты на Карибах полиция Антигуа и Барбуды искала пять лет
Русские пираты Карибского моря. Россияне в 2019 году взяли в недельную аренду в Антигуа и Барбуде у одной из иностранных чартерных компаний парусную яхту — комфортное судно, пригодное не только для круизов по Карибам, но и для трансатлантического перехода. Через несколько недель яхта стоимостью 30 млн рублей оказалась в России. По поддельным документам судно зарегистрировали в Крыму. Новые «владельцы» зарабатывали на ней деньги, катая желающих в черноморской акватории, пока севастопольская таможня не выявила, что документы у лодки поддельные.
Российские власти связались с компанией, у которой угнали яхту. Выяснилось, что полиция Антигуа и Барбуды давно возбудила уголовное дело, а одного из угонщиков подала в международный розыск. Расследование дерзкого преступления продолжается.
У Антигуа и Барбуды нет ни своего военного флота, способного догнать и вернуть судно владельцу, ни полноценной береговой охраны, постоянно патрулирующей территориальные воды. Из-за этого лодки там часто используют для криминальных перевозок: алкоголя, наркотиков и лиц с пониженной социальной ответственностью. Угнать там яхту не составит особого труда, говорит инструктор яхтенной школы «Русский яхтенный центр» Михаил Савельев. Например, недавно на Карибах угнали лодку уже у русского владельца. Но вот пересечь Атлантику обратно, из Америки до Гибралтара, довольно непросто. Нужно подгадать сезон, когда нет ураганов, и идти специальным маршрутом, курсом против ветра. Если на борту есть опреснители, запасы воды и еды, под парусом лодка может пройти от Карибов до Крыма, нигде не швартуясь и не привлекая внимания. Все это наводит на мысль, что угон не был спонтанным и к нему готовились. Но вот как удалось на угнанной яхте пересечь российскую границу и зарегистрироваться в таможне по поддельным бумагам — вопрос интересный, отмечает Савельев:
Михаил Савельев инструктор яхтенной школы «Русский яхтенный центр» «Это говорит о том, что у них там были личные связи. Я думаю, что это в чистом виде коррупция, по-другому не могло быть. Тем более что если они пять лет ходили на лодке, зарегистрированной в России, она была ворованная, то это вообще невозможно. То есть они ее страховали наверняка в каком-нибудь «Росгосстрахе», все документы были левые. Я вообще не понимаю, что произошло, — наверное, там таможню поменяли, в Севастополе. Ну то есть, грубо говоря, одни не договорились с другими. Либо там этот человек, который это все сделал, кого-то напряг. Что касается угонов лодок, то это бывает. В Средиземном море это бывает не так часто, как в других местах. Я вот, собственно, сам ходил на лодке, которую угнали сразу после того, как я на ней походил. Здоровая лодка, почти 2,5 млн стоит. Из нее всю электронику вырвали, все радиомаячки вырвали, поставили их на плот на якоре, туда аккумулятор. И хозяева лодки видели, что лодка стоит на якоре в какой-то бухте. Ну и хорошо. А на самом деле она уже давно ушла в нейтральные воды. А в нейтральных водах свои законы. Там нельзя просто так найти кого-то, там только военно-морской флот той страны, если российский флаг у вас на лодке, то судно может проверить только российский военно-морской флот, больше никто. Поэтому пойди разберись, под каким-то там Белизом, как бы, да, пришли туда — и в нейтральных водах ее разобрали, и все, и потом уже не найдешь ничего».
О том, как обычно проводятся расследования в случае международного яхтенного угона, рассказывает президент Ассоциации морского права, представитель России в Международном морском комитете Константин Краснокутский:
Константин Краснокутский президент Ассоциации морского права, представитель России в Международном морском комитете «Какой-то международной процедуры нет, собственник яхты, которую угнали, обращается в полицию у себя в стране с заявлением, что угнали яхту, дальше полиция расследует. Если есть предположение, что угнали яхту в какую-то третью страну, то есть за границу, то полиция направит соответствующие запросы. Каждая яхта зарегистрирована в реестре своего государства под соответствующим флагом. Международного единого реестра яхт, конечно же, нет. Если же имело место нарушение таможенного режима, яхта из одной страны вдруг появилась в другой стране без уплаты таможенных платежей, здесь есть поле для возбуждения дела и расследования. То же самое, если, допустим, таможенное оформление было, но это осуществлялось по поддельным документам».
Название яхты и имена фигурантов не раскрываются в интересах следствия.